Смерть вождя российской революции и признанного лидера партии большевиков стала громадным потрясением для всей страны. Газеты были заполнены многочисленными траурными телеграммами, воззваниями и обращениями, тысячи людей выражали желание проститься с Лениным в Колонном зале Дома союзов или, несмотря на стоящие сильные морозы, принять участие в церемонии его похорон.
Огромные толпы устремились в те траурные дни к центру Москвы. Сплошной людской поток с 7 часов вечера 23 января до 27 января тянулся мимо гроба Ленина. Только через почётный караул прошло около 10 тысяч человек, был возложен 821 венок. С Лениным прощалась, казалось, вся огромная страна — соратники по партии, рабочие, крестьяне, иностранные делегации — всего около полумиллиона человек.
27 января 1924 года в 16 часов гроб с телом Ленина вынесли из Колонного зала, и траурная процессия проследовала на Красную площадь. Там уже был приготовлен временный деревянный мавзолей. Площадь переполнена, раздаются гудки паровозов и заводов, пушечный салют. В этот день, который был объявлен днём «Всесоюзных похорон тов. В. И. Ленина», многотысячные демонстрации состоялись в различных городах страны. Так, в Петрограде, который уже накануне постановлением II съезда Советов СССР был переименован в Ленинград, в траурных шествиях приняло участие около 700 тысяч человек.
Несмотря на всесоюзный траур, сотрудники органов безопасности действовали в полном соответствии с приказом ВЧК N85 от 23 февраля 1922 года, где говорилось: «Важнейшей задачей госинформации является освещение настроений всех групп населения и факторов, влияющих на изменение этих настроений… Особенно важным является отражение в этих настроениях мероприятий Соввласти».
Информационный отдел ОГПУ и соответствующие подразделения его местных органов тщательно отслеживали, как реагировали различные слои населения на смерть Ленина. Параллельно с ними информацию собирали и органы большевистской партии через своих партийных активистов. Главные опасения у тех и других, конечно, вызывала возможная угроза «контрреволюционных выступлений, то есть проявлений массового недовольства населения советской властью.
Ещё почти за год до этого, в марте 1923 года, когда уже стало невозможным скрывать болезнь Ленина и началась систематическая публикация бюллетеней о состояния его здоровья, ОГПУ разослало в местные партийные и советские органы, командованию воинских частей специальное циркулярное письмо. Документ с грифом «совершенно секретно» от 27 марта 1923 года, направленный руководителям Лужского уезда Петроградской губернии, нам удалось обнаружить в фондах Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт- Петербурга (ЦГАИПД СПб):
«С получением сего прошу обратить сугубое внимание и возможность использовать болезнь Владимира Ильича Ленина в целях распространения ложных и провокационных слухов, могущих внести панику и разложение в наши ряды, и тем самым облегчить возможность контрреволюционной работы, как внутренней, так и внешней буржуазии.
— Выяснить отношение широких кругов крестьянства и рабочих к болезни Владимира Ильича.
— Интеллигенции, мелкобуржуазного кулацкого элемента и как реагирует на это духовенство и верующие.
— Отношение командного состава Красной армии в массе.
Используйте все имеющиеся в Вашем распоряжении средства партийной сети, отнюдь избегая посвящать в это беспартийные массы, и воздерживаться вводить в курс сего слабых партийных товарищей. Через посредство партийной сети шире освещайте всевозможные циркулирующие среди населения слухи.
Всех лиц, замеченных в распространении ложных слухов, явно провоцирующих, немедленно брать на строгий учёт, устанавливая и сообщая о его классовом происхождении…
Уполномоченный ПГО ГПУ по Лужскому уезду Морозов…».
Хотя, если судить по сохранившимся в деле материалам, никаких контрреволюционных слухов болезнь Ленина, по крайней мере в Лужском уезде, не вызвала, но внимание партийных органов и ОГПУ к этой теме не ослабевало, что и показали события конца января 1924 года.
Сразу после получения информации о смерти Ленина партийные активисты петроградских районов начали сообщать по телефону в Информационно-статистический отдел Петроградского губкома РКП (б) о реакции населения на случившееся.
«Выборгский район. Сводка за день 22 в 10 час. 15мин.
Весть о смерти т. Ленина быстро распространилась по району. Собраний состоялось по району не менее 20. …Во время сообщений о смерти т. Ленина на местах были слышны плач, так встретили сообщение некоторые рабочие. На собраниях поднимался вопрос и пожелание о перевозе тела т. Ленина для похорон в Питер, где Ильич работал первые боевые дни…
Московско-Нарвский район. 11 час. 45 мин [22 января 1924 г.]
«11-й Исправдом.
Заключённые 11-го Исправдома 1600 чел. выносят резолюцию по окончании заключения стать честными гражданами и идти рука об руку с рабочими и рабочим классом… (Характерна была выделяющаяся из заключённых фигура бывшего полковника, который ехидно улыбался при известии о смерти Владимира Ильича)».
«Володарский район.
На Большевике в некоторых мастерских поговаривают о том, кто будет Предсовнаркома. Причём говорят о Преображенском, Пятакове, как возможных кандидатах. Против Троцкого… 11 ч. 20 м. 23/1. 24».
«Петроградский район.
В клубе завода Красногвардеец была обнаружена меньшевистская прокламация по поводу смерти т. Ленина. Летучки (так часто называли тогда листовки. — прим. автора) достать не удалось, по сообщению устно листовка разбросана на Каменноостровском бульваре».
«Гвоздильный завод.
Распространяются слухи тёмными личностями, будто бы тов. Троцкий ранен в руку тов. Дзержинским
Если в первые дни после смерти Ленина главным источником информации о «голосе улицы» для партийно-советского руководства Петрограда оставались сообщения партийных активистов районного звена, то затем подключился аппарат местного представительства ОГПУ, который начал выпускать спецсводки «Об отношении рабочих, служащих и учащихся Петрограда к кончине тов. Ленина». За период с 24 января по 6 февраля было выпущено десять подобных сводок. В отличие от сообщений партийных активистов, они выстроены уже не по принципу районов, а дают общую оценку состояния «общественного мнения» по крупным предприятиям и учебным заведениям города.
Приведём некоторые, наиболее выразительные фрагменты этих редких документов.
Из спецсводки N2:
«2. Металлический завод: Настроение присутствующих на митинге печальное. Несмотря на контрреволюционную агитацию и враждебное отношение антисоветских элементов, шушукающих по углам, все рабочие со скорбью относятся к смерти Ильича…
6. Телефонно-телеграфный завод имени Кулакова: Все рабочие поглощены мыслью о смерти Ильича. Среди рабочих ведутся разговоры о преемнике тов. Ленина на пост Предсовнаркома; намечается тов. Рыков и что рабочие не согласны с кандидатурой тов. Зиновьева и Троцкого.
7. Завод «Красный треугольник»: …Со стороны Администрации и спецов наблюдается равнодушное отношение к смерти тов. Ленина. Среди рабочих ходят слухи, что смерть тов. Ленина является следствием халатности лечивших его профессоров…
13. Завод «Электросила»: Настроение рабочих весьма подавленное… 23/1 во время расклейки извещений и воззваний о смерти тов. Ленина — инженер Карасёв разогнал толпу рабочих, читавших таковые, говоря: «Не читайте советские выдумки», что вызвало в массе сильное возмущение. Рабочий же Килло 5-го отделения заявил при этом, что: «Для нас смерть Ленина не имеет значения» и что «одним меньше стало, всё равно все передохнут»…
20. 2 Гос Табачная фабрика: …Горячо обсуждаются кандидатуры на пост Предсовнаркома и считают только способными т. т. Рыкова и Сталина».
Из спецсводки N3 от 25 января 1924 года:
«5. Завод «Красный судостроитель»: 23 января все рабочие, узнав
о смерти тов. Ленина, высказывали недовольство медициной, не смогшей спасти рабочего вождя и поздним сообщением в Питер о смерти Ильича и похоронами в Москве…
15. Монетный двор: На служащих двора кончина тов. Ленина особенно сильного влияния не произвела, но сожаления высказывались и по-видимому искренние… Вопрос о преемнике тов. Ленина совершенно не возбуждался…
25. Фабрика имени Володарского: Рабочие Тряпичной мастерской к смерти тов. Ленина относятся не сочувственно, говоря, что «Туда ему и дорога», «чем больше их сдохнет, тем скорее будет у нас Николай Романов»…
27. Балтвод: Идут всевозможные слухи о предполагаемом якобы перевороте, т. к. считают, что со смертью тов. Ленина Республика не сможет существовать…
34. Курсы акушерок: К смерти тов. Ленина большинство относится равнодушно и говорят, что «умер он уже духовно, умер год назад и что жили без него, и значит, опять жить будем»…
40. Государственный университет: Смерть тов. Ленина на пролетарской части студенчества отозвалась тяжело, вызвав глубокую скорбь. Другая же часть студенчества — белоподкладочная — злорадствует, считая большим плюсом к осуществлению их желаний".
Из спецсводки N4 от 26 января 1924 года:
«4. Балтийский завод: Кончина тов. Ленина произвела на массу удручающее впечатление. Между тем, наблюдаются отдельные личности, говорящие о смерти тов. Ленина со злорадством. Рабочий же Галкин выразился: «Одной собакой меньше стало, а вторую на цепь посадили (тов. Троцкого)»».
Из спецсводки N10 от 6 февраля 1924 года:
«6. Завод «Ильич»: Циркулируют слухи о бегстве тов. Троцкого (многочисленные слухи и домыслы были порождены отсутствием Л. Д. Троцкого, находившегося на лечении на Черноморском побережье Кавказа, в Москве в период прощания и похорон Ленина. По одной из версий, Троцкий был обманут Сталиным, заявившим ему, что похороны Ленина состоятся 26 января и тот всё равно на них не успеет, и посоветовавшим не прерывать лечение. — прим. автора)».
Автор — кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ.