Рим и германцы: истоки традиций средневековой знати
На исходе величия Римской империи социум представлял элиту как «известных» и «именитых» (nobiles): это были особы, приближённые к главе державы, титулованные лица, занимавшие высшие государственные должности, члены сената, назначенные императором военачальники. Такой характер вертикальной мобильности в римском обществе отсылает нас скорее к чиновничеству. Примеров среди исторических фигур первого эшелона масса: это и твёрдый «доминус» (или как любят сейчас говорить — «крепкий хозяйственник») император Диоклетиан, и полководец Флавий Аэций, а также Стилихон — римский военачальник, происходивший из племени вандалов.
Но не стоит забывать, что Римская империя включала в себя массу провинций и областей, где уже в начале нашей эры происходили свои трансформации в понимании власти. Последние столетия Рима характеризовались отделением периферии от центра: имперская власть теряла хватку, кризис 3-го века ударил по единству империи, узурпаторы власти стремились из провинций в столицу. Местная властная верхушка в такой ситуации уже опиралась только на свои силы. Внешние вторжения варварских ватаг в 4−5 веках только ускоряли процесс складывания нобилитета в провинциях. Постепенно появлялись крупные виллы-резиденции с оборонительными сооружениями, преданные вооружённые отряды на службе и возможность защитить местное население (зависимое и независимое) от угрозы. В итоге на территории Римской империи сформировалась сеть представителей отдельных родов, которые могли опираться на свои силы и ресурсы. Они осуществляли властные полномочия независимо от центра. Так и появились в хрониках «магнаты», «оптиматы» и «лучшие мужи». В этой связи следует вспомнить комита Африки Бонифация, британского Вортигерна, а также наместника Галлии Сиагрия, который дольше всех держал свою область под контролем после падения империи.
По ту сторону лимеса ситуация была несколько иной. Германская знать образовывалась из племенной верхушки (как правило, старейших семейств, представляющих племя). Власть передавалась по наследству. Однако на полноту этой власти влияла военная харизма и личная доблесть: проявив себя в кровопролитном бою, воин мог рассчитывать на широкую поддержку в племени и славу. Ариовист, Арминий, Аларих, Гейзерих и Хлодвиг — яркие примеры подобных военных предводителей.
Сыграла свою роль в подкреплении горизонтали знати и вертикаль общественных институтов у германцев: дружина и традиции боевого товарищества. Выделяются более привилегированные представители элиты и наименее приближённые к вождю, которые благодаря личной преданности могли заслужить серьёзную награду в виде доли в завоёванном у врага имуществе. Командирами боевых подразделений часто выступали родственники главы племени. У вождей были свои небольшие укреплённые хутора и городища. Таким образом лидеры племенных союзов и их верная дружина со временем оказались готовы перейти в новый статус варварских королевств со своей знатью.
Как мы можем заметить, сходства германского и римского компонента в формировании средневековой знати очевидны.
Меровинги и Каролинги
Великое переселение народов и распад Римской империи положили начало рождению средневековой Европы. Варварские королевства в 5-м столетии начинают произрастать на обломках Pax Romana. Одним из подобных долгоживущих образований было королевство франков, которое в 486 году в Галлии основал Хлодвиг. Здесь столкнулись германская знать и галло-римская элита. Ещё в 19-м веке у историков существовал тезис о полном истреблении завоевателями местной знати с римскими корнями. Однако современные учёные, полагаясь на данные археологии и просопографических исследований, пришли к выводу, что «автохтонная» элита вполне органично вписалась в новые реалии.
Долгое время в раннесредневековых королевствах знать не имела постоянных резиденций. Места службы отдалены от вотчин: преобладает кочевой образ жизни нобилитета. Если перейти к частностям, то следует рассмотреть два периода в истории Франкского королевства, которые историки связывали со временем правления династии Меровингов (486−751 гг.) и Каролингов (751−987 гг.). Об истории ведущих родов могущественной державы Запада мы можем говорить лишь с конца первого периода.
На протяжении 7-го столетия в центральных областях державы франков выделяются Арнульфинги и Пиппиниды, а на востоке, в землях современной Германии, лидирующие позиции занял род Агилольфингов.
Арнульфинги вели свой род от святого Арнульфа, мецского епископа (582−640 гг.). Представители этого семейства владели землями на Арденнах (сегодня — юго-восток Бельгии и северо-восток Франции). Святой Арнульф принимал активное участие во внутренней борьбе королевства и помогал Меровингам объединить земли Нейстрии и Австразии. Его внуком был Пипин Средний (635−714 гг.) — отец Карла Мартелла. В 9−11 вв. потомки Арнульфа заняли южную Францию, а также тамошние диоцезы и епископства.
Пиппиниды (предки будущих Каролингов) были связаны корнями с майордомом Пипином Старым (около 640 года), который служил при франкском короле Дагоберте Великом. Их земли находились между Льежем и Шельдой — в районе южных Нидерландов. Собственно, соседство с Арнульфингами позволяло им вести успешную династическую политику. На фоне слабости Меровингов представители этого рода закрепились на высших государственных постах. И Карл Мартелл, и его отец контролировали Нейстрию.
Агилольфинги стали правящей династией Баварии. Это был один из самых влиятельных родов в Восточно-Франкском королевстве. Их происхождение связывают с западными областями владений Хлодвига. В «Баварской правде» они фигурируют как герцоги, служащие королю франков. Агилольфинги заняли среднее течение Дуная и южную Баварию. Их опорным пунктом и резиденцией являлся город Регенсбург. Первым известным хроникам «герцогом баваров» был Гарибальд I (500−593 гг.). Соседство с лангобардами давало Агилольфингам возможность лавировать в династических дрязгах королевства франков. По велению герцогов из этого рода в 8-м веке был записан сборник обычного права — «Баварская правда». Вольница Агилольфингов продолжалась до 788 года, когда Карл Великий обвинил герцога Тассилона III в измене. Его ослепили и отправили в монастырь. Дети Тассилона умерли в неволе.
Ещё одним важным родом в королевстве франков было семейство Вельфов. Его родство с Каролингами подтверждается проработанной научной генеалогией. В 8-м веке Вельфы владели землями по берегам Мааса и Мозеля. Позднее они обосновались в Верхней Швабии и на среднем течении Рейна. Граф Рутхард (около 790 года) являлся первым известным хронике представителем рода. При Вельфе I (около 819 года) начинается династический взлёт этого семейства. Дочери графа стали супругами императора Людовика Благочестивого и короля Восточно-Франкского королевства Людовика Немецкого. Вельфы долго будут связаны с немецкими землями.