Татаро-монгольское нашествие, паровым катком прошедшееся по русским землям в 13-м веке, разделило историю нашей страны на «до» и «после». Силы Батыя огнём и мечом подчинили раздробленные княжества, сея смерть и разрушения: множество людей погибло, а некоторые летописные города археологи не могут найти и по сей день. Русь оказалась в новой политической реальности и попала под продолжительное влияние пришельцев с Востока.
Начался длительной период ига, во время которого лидирующие позиции стремительно заняло Московское княжество — благополучие нового центра русских земель во многом определялось лояльной политикой этой ветви Рюриковичей по отношению к своему сюзерену в Сарае. Тем не менее не все князья были готовы добровольно подчиниться татарским хозяевам. История помнит имена тех, кто не побоялся рискнуть жизнью и оказать сопротивление захватчикам.
Юрий Всеволодович: последний независимый Владимирский князь
Благоверный владимирский Великий Князь Юрий Всеволодович, третий сын знаменитого Всеволода Большое Гнездо, фактически считался «старшим» на русских землях в момент нападения кочевников. В 1236 году он принял на пограничных землях своей вотчины беженцев из Волжской Булгарии, разгромленной Батыем, однако после того, как татары выдвинули ультиматум Рязанскому княжеству, предпочёл выслать лишь небольшое подкрепление во главе со своим сыном Всеволодом.
Отряд не успел помочь рязанцам — монголы смерчем прошлись по княжеству, сея хаос и разрушение, столицу княжества сровняли с землёй, а воины под руководством Всеволода нашли свою погибель под Коломной. В этих условиях Юрий покинул Владимир и стал собирать войска для отпора захватчикам — правда, это решение не могло существенно повлиять на судьбу князя.
7 февраля 1238 года кочевники сожгли Владимир — почти вся семья Юрия Всеволодовича, за исключением дочери Добравы, погибла. Сам князь поджидал противника на реке Сить. Пока основные силы монголов занимались осадой Твери и Торжка, небольшой вспомогательный отряд агрессоров под руководством Бурундая смог подойти к лагерю владимирского князя со стороны Углича и полностью окружить его. Битва превратилась в настоящее побоище. Спустя некоторое время обезглавленное тело Юрия Всеволодовича было найдено ростовским епископом Кириллом. Спустя год после смерти Ярослав Всеволодович, брат погибшего князя, захоронил его останки в Успенском соборе.
Василий Козельский: мальчик против татар
Наверное, каждый знает о судьбе города Козельска во время монголо-татарского нашествия. «Злой город», как назвали его захватчики, на протяжении 7 недель успешно оборонялся от превосходящих сил противника в то время, когда о возможной помощи не могло идти и речи. В ответ на требование монголов сдать город без боя жители ответили: «Наш Князь младенец, но мы, как правоверные, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец бессмертия», «главы своя положити за христианскую веру».
«Князю-младенцу» Василию на момент начала осады было около 12 лет. Его дядя и дед погибли ещё в битве на реке Калке, а отец скончался незадолго до похода противника к Козельску. В экстремальной ситуации жители взяли на себя инициативу по обороне, но малолетний князь стал для них символом, за который следовало страдать и умирать.
Козельск стал для татаро-монгольских войск центром сбора — на момент начала блокады у них не было ни осадных орудий, ни достаточных людских ресурсов для штурма. Согласно арабским источникам, штурм города начался после подхода основных сил захватчиков. Сеча длилась 3 дня, после чего монголы захватили город, сровняли его с землёй, а жителей вместе с малолетним князем убили.
Даниил Галицкий — между Ордой и Европой
Для галицкого князя Даниила Романовича вторжение монгольских войск изначально не поменяло вектор его политики. На протяжении практически всего своего правления он боролся с претендентами на Галич и Волынь, а также с могущественными боярами, имевшими огромное влияние на политику государства. Тесные связи с Венгрией и Польшей делали юго-западную Русь одним из субъектов политической жизни в этих странах. Тем не менее с монголами Даниил познакомился ещё во время битвы на Калке в 1223 году.
Во время первого похода Батыя на Русь Даниил никак не участвовал в обороне северо-восточных земель. Впрочем, те события его слабо касались, гораздо важнее было разобраться с черниговскими князьями и уладить дела с европейскими соседями. В перерыве между монгольскими походами на Русь Даниил смог объединить Галицко-Волынское княжество и получил контроль над Киевом.
Однако уже в 1240 году отряды кочевников разорили Черниговское княжество и взяли Киев, предав его огню, после чего двинулись на вотчину Даниила. Хоть юго-западная Русь пострадала не так сильно, как северо-восток, монголы предали огню многие города региона, в том числе и Галич. Тем не менее Даниил понимал, что в регион пришла новая сила, с которой следует считаться. В 1245 году он поехал в Орду и признал свою зависимость от пришельцев. В то же время, согласно общепринятому в отечественной историографии мнению, он начал искать союзников в борьбе с ордынцами: венцом этой политики стала коронация Даниила по католическому образцу и признание его папой римским королём Руси. Однако современные учёные выдвинули гипотезу, согласно которой комбинация с коронацией была направлена не против Орды — Даниил, скорее, стремился стать полноценным игроком в восточноевропейской политике.
В 1254 году он предпринял локальное наступление на подконтрольную Орде Болоховскую землю, однако этот поход потерпел неудачу: в Галицко-Волынское княжество вторглись литовцы. Ордынский полководец Куремса в результате серии походов смог принудить Даниила к миру, а также вынудил его принять участие в походах монголов против Польши и Литвы в 1258—1260 годы. После этого галицкий князь не предпринимал против Орды враждебных действий вплоть до своей смерти в 1264 году.
Андрей Ярославич — предательство брата
Сын первого зависимого от Орды владимирского князя Ярослава Всеволодовича, Андрей получил ярлык на Великое Княжение из рук хана Гуюка. Однако это решение было принято вопреки воле Батыя — тот предпочитал видеть в качестве вассала другого сына Ярослава, Александра Невского, за 5 лет до этого разгромившего немецких рыцарей на Чудском озере. В 1250 году Андрей породнился с соперником Орды — Даниилом Галицким, что ставило под вопрос его лояльность монгольским хозяевам.
Когда в 1251 году новым ханом при поддержке Батыя стал Мунке, дни Андрея во Владимире были сочтены. Александр Невский уже в следующем году поехал к сыну Батыя, Сартаку, и, по сообщениям источников, донёс на своего брата, мол, тот не платит положенную дань и вообще ведёт себя нехорошо для зависимого от Орды князя. Таким образом, Неврюева рать и поход Куремсы на Даниила Галицкого следует рассматривать в связке: Батый стремился окончательно подчинить непокорных русских князей ханской воле.
Андрей предпочёл не оказывать сопротивления и не сдаваться татарам и бежал сначала в Новгород, а оттуда в Швецию. Впрочем, опала длилась недолго: уже через 5 лет князь вернулся на родину, при посредничестве Александра Невского помирился с ханом и даже получил через некоторое время во владение Суздаль — второй по значимости город Владимирского княжества.
Александр Тверской: во главе антиордынского восстания
С именем этого князя связана одна их самых драматичных историй Руси эпохи татаро-монгольского ига. Отец Александра, тверской князь Михаил, и брат, Дмитрий Михайлович Грозные Очи, были убиты в Орде при непосредственном участии московских князей, боровшихся с тверичами за ярлык на Великое Княжение. Принять решение о том, стоит ли мстить своим московским родственникам за их недостойное поведение, князь не успел. В Твери в первый же год его Великого Княжения разгорелось антиордынское восстание.
15 августа в городе начался бунт, направленный прежде всего против ханского посла Чолхана. Тот вёл себя в Твери весьма разнузданно: выгнал из княжеского дворца Александра и поселился там, а его подручные относились к русским как к рабам. Чаша терпения переполнилась, когда татары попытались отнять кобылу у некоего дьяка Дудко — после этого инцидента начался настоящий погром. Александр не был инициатором этого выступления, но, увидев, что деваться, в общем-то, некуда и, безусловно, сочувствуя своим подданным, принял решение возглавить бунт.
На Тверь направилась карательная экспедиция, «Федорчукова рать», поддерживаемая московским князем Иваном Калитой. Узнав о приближении москвичей и татар к городу, Александр предпочёл скрыться и уехал во Псков. Каратели подвергли поселения Тверского княжества ужасным разрушениям, множество мирных жителей было убито.
Александр находился в изгнании долгие 11 лет, после чего принял решение вернуться на родину, надеясь на прощение хана. Тот сначала согласился вернуть князю-бунтовщику Тверь, но Иван Калита убедил хана Узбека в необходимости ликвидировать своего соперника. 28 октября 1339 года в Сарае Александр, не дожив до 40 лет, принял мученическую смерть. Ликвидация опасного соперника позволила Калите упрочить своё влияние на русские земли в качестве Великого князя.