Год издания: 1979
Страна: Великобритания, Остров Мэн
Главной боевой мощью островной Великобритании издавна являлся флот. В то же время служба на английских военных кораблях в народе была крайне непопулярна. Там служили бессрочно, то есть матросы, не получившие увечий и не заработавшие тяжелой болезни не могли уволиться. Впрочем, бытовые условия на кораблях были до того тяжелыми, что до преклонного возраста дослуживались единицы. Считалось, что британцы — народ морской, но сами они охотно поступали только на торговый флот или на каперские корабли. У купцов зарплата была вдвое выше, чем у военных матросов, а при дележке призовых каперы получали гораздо больше, чем моряки Их Величеств.
Неудивительно, что военно-морской флот Британии постоянно испытывал нехватку личного состава. В мирное время с этим еще можно было мириться, но лишь начинались войны (а они в XVII-XVIII веках вспыхивали постоянно), недоукомплектованные команды теряли способность управлять снастями. Тем, кто поступал на флот по своей воле, полагались денежные премии и привилегии по службе, однако приток добровольцев был крайне ограниченным.
Еще со времен Карла II в Англии начала широко применяться принудительная вербовка на флот. Специальные команды хватали мужчин в возрасте 18−55 лет прямо на улицах, в полях и на дорогах. Этих неудачников под конвоем доставляли в казармы при военных верфях. После беглого осмотра врача новых матросов распределяли по командам. По закону этим «призывникам» полагался шиллинг, но чаще всего им его даже не предлагали. Иногда ловлей новобранцев напрямую занимались команды кораблей, страдавших от недокомплекта. Нередки были случаи, когда военный корабль останавливал торговое судно под родным флагом и под угрозой пушек большую часть команды купца записывали в военные моряки.

Неудивительно, что на военном флоте процветало дезертирство. В первые месяцы службы сбегало до четверти новобранцев, хотя кораблям с новичками не разрешалось приставать к берегу. Некоторые прикидывались мертвыми, надеясь уплыть, когда мешок с их «трупом» бросят за борт. Чтобы избежать этого, боцман, зашивавший на палубе труп в парусину, последний стежок делал через нос покойника. Желавших сбежать это не останавливало. Большая их часть удирала в североамериканские колонии, провозгласившие независимость. Во время нескольких англо-американских войн команды кораблей США, комплектовавшиеся только добровольцами, чаще всего брали верх над англичанами. Из-за этого в первой половине XIX века практику принудительной вербовки в Англии отменили.