Петр Нестеров
В начале прошлого столетия профессия летчика являлась очень опасной. Фактически, пилоты крылатых машин, отправляясь в полет, балансировали между жизнью и смертью. Одним из таких воздушных «канатоходцев» был Петр Нестеров.
В 1910 году он, являясь офицером артиллерии, познакомился с крылатым «зверем» и решил, что обязательно сумеет его «приручить». Но свою «дрессировку» Петр Николаевич начал с планера, который сам и построил. И позже, когда он стал опытным летчиком, бывший артиллерист занимался усовершенствованием крылатой техники.
Была у него и опасная задумка — «мертвая петля». К опасному трюку Петр Николаевич подошел максимально серьезно. И сначала в теории доказал, что идея имеет право на жизнь. Нестеров писал: «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им». И 27 августа 1913 года летчик сумел сделать «мертвую петлю». Собственно, это событие и считается началом эпохи высшего пилотажа.
В 1914 году началась Первая Мировая война. Петр Николаевич за короткий промежуток времени успел совершить 28 вылетов. Но уже 8 сентября он погиб. Нестеров стал первым в истории пилотом, который совершил воздушный таран.
Валерий Чкалов
Чкалову было 15 лет, когда он впервые в своей жизни увидел самолет. Машина произвела на него неизгладимое впечатление. Валерий Павлович, что называется, заболел авиацией. Полеты стали его главной мечтой.
Он приложил немало усилий, чтобы мечта стала реальностью. И сумел достичь поставленной цели. В 1924 году Чкалов оказался в Ленинградской краснознаменной истребительной авиаэскадрилье имени Нестерова. Но с военным ремеслом у него не сложилось. Дело в том, что Чкалов частенько грешил выполнением сложных и опасных для жизни трюков. Руководству это, конечно, не нравилось. Но отстранения от полетов и выговоры не помогали. Чкалов себе не изменял. К тому же, он часто дебоширил. Поэтому его направили в запас.
Но в 1933 году Валерий Павлович стал летчиком-испытателем Московского авиационного завода. Тут он сумел раскрыть свой потенциал по максимуму. Именно Чкалов является автором таких фигур высшего пилотажа как: замедленная бочка и восходящий штопор. В то же время у него появилась смелая идея — осуществить перелет из Советского Союза в США через северный полюс. Друзья Беляков и Байдуков его поддержали. Замысел понравился самому Сталину, только он его скорректировал по своему предпочтению. Он предложил летчикам, в качестве тренировки «мотнуться» по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский. Пожелание вождя пилоты выполнили в 1936 году. За это они были удостоены звания Героев Советского Союза.
А спустя всего лишь год они осуществили и свою мечту — приземлились на звездно-полосатом береге. Рузвельт лично принял советских пилотов.
А 15 декабря 1938 года Чкалов погиб, испытывая совершенно «сырой» истребитель И-180.
Николай Сутягин
За плечами Николая Васильевича находился громадный опыт. Он прошел Вторую мировую и советско-японскую войны. Относился к пилотам, которые могли выполнить задание любой сложности. Поэтому в 1951 году его направили в Северную Корею, где разгорелся вооруженный конфликт.
Официально СССР в войне на полуострове не участвовал. Поэтому пилоты направлялись туда в качестве инструкторов. Но на самом деле все было несколько иначе. Столкновение с американцами не заставило себя долго ждать. 14 июня Сутягин совершил свой первый боевой вылет. А через пять дней сумел «взять» новейший американский истребитель F-86 «Сейбр», который считался самым «продвинутым» на то время. Но именно Николай Васильевич доказал всем, что этот самолет можно уничтожить.
За лето Сутягин сумел сбить 6 американских самолетов. За осень еще 8 штук. Декабрь оказался самым результативным — 5 поверженных противников. Всего же за время участия в военном конфликте Сутягин совершил 149 вылетов, провел 66 воздушных боев и уничтожил 21 американский самолет. Такими достижениями не мог похвастать ни один летчик того конфликта. Вот так СССР «не участвовал» в войне в Северной Корее.
Александр Покрышкин
Именно Александр Иванович является первым пилотом, который трижды становился Героем Советского Союза. Причем третью награду он получил в августе 1944 года. Маршал Жуков, к слову, удостоился такой же по счету награды лишь 1 июня 1945 года. За время войны Покрышкин лично уничтожил 59 самолетов противника. А еще 6 были уничтожены им в группе с другими летчиками.
А начался его блестящий путь военного пилота с ошибки. В первый день войны Покрышкин подбил свой же бомбардировщик Су-2. Дело в том, что эти самолеты появились перед началом войны, поэтому Александр Иванович его не опознал в небе.
Но на следующий день Покрышкин исправился — сбил Мессершмитт Bf.109. Оказавшись в госпитале, он начал работу над «тактикой истребителей в бою». Причем записи Александр Иванович делал в обычной тетради.
За войну Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов и поучаствовал более чем в 150 воздушных боях.
Иван Кожедуб
Иван Никитович за время участия во Второй мировой войне совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев. И ни разу противнику не удавалось его сбить. Кожедуб всегда сажал свой самолет, несмотря на многочисленные повреждения.
В его богатой на воздушные баталии жизни нашлось место и победе над немецким реактивным истребителем Ме-262. А еще он подбил пару американских боевых машин, которые его атаковали, ошибочно приняв за противника. Всего же на счету пилота 64 сбитых вражеских самолета.
Сослуживцы отмечали, что Иван Никитович очень любил свои самолеты и считал их живыми. Поэтому за время войны он так ни разу и не бросил своих крылатых друзей.
Иван Никитович был трижды удостоен звания Героя Советского Союза, дважды получал орден Ленина и семь раз становился кавалером ордена Красного Знамени.