Размышляя, куда отправиться в отпуск, о Греции мы часто думаем, как о направлении уже хорошо изученном. Мы много знаем о богатом культурном наследии страны, о ее многочисленных достопримечательностях и красивых пляжах, но Греции есть, чем удивить даже самых взыскательных путешественников. Расскажем об относительно новом направлении для отдыха — Costa Navarino и о том, почему здесь так рады русским туристам.
У каждой страны есть свои священные даты, значимость которых не принято подвергать сомнению. В России — это 9 мая 1945 года, во Франции — 14 июля 1789, а на греческом полуострове Пелопоннес — 20 октября 1827 года. В этот день в Наваринской бухте Ионического моря произошло сражение между флотом союзников (России, Англии и Франции) и турецко-египетским флотом. Битва завершилась полным разгромом турецко-египетской эскадры и стала одним из главных этапов Греческой национально-освободительной революции 1821−1829 годов.
Почти 400 лет Греция находилась под гнетом Османской империи, и лишь в 1821 году греки поднялись на освободительную борьбу. Чтобы остановить революцию в колонии, турецкий султан попросил помощи у египетского паши, который направил к берегам Греции свой флот. Восстание подавлялось путем жестокого истребления мирных жителей. Греция находилась в критическом состоянии. Стремясь расширить свое влияние на Балканах, Россия в очередной раз предложила помощь грекам. Несмотря на то, что Франция и Англия оказывали материальную поддержку Турции, они были вынуждены под давлением общественности подписать совместный документ с требованиями предоставить Греции автономию. Османы его не приняли, и союзники отправили в Средиземное море эскадру, чтобы убедить турок помягче наводить порядки в своих колониях.
Во главе российской эскадры был контр-адмирал Логин Петрович Гейден. В его распоряжении было 4 линейных корабля и 4 фрегата.
Французской эскадрой с тремя линейными кораблями, двумя фрегатами, бригом и шхуной командовал контр-адмирал де Риньи. А в английской эскадре вице-адмирала Эдварда Кодрингтона находилось три линейных корабля, три фрегата, шлюп, четыре брига и тендер.
Всего объединённый флот насчитывал около 1300 орудий. Турецко-египетский флот, который насчитывал, по разным данным, от 2,1 тыс. до 2,6 тыс. орудий, находился у западного побережья полуострова Пелопоннес, в Наваринской бухте. Вход в бухту с двух сторон простреливался 165 орудиями береговых батарей, расположенных в Наваринской крепости и на острове Сфактерия. Не успели корабли английской эскадры опустить якоря, как турки открыли по ним беглый ружейный огонь и убили английского офицера-парламентера, который направлялся на переговоры с турецким адмиралом.
Одновременно с этим египетский корвет произвел первый пушечный выстрел по французскому флагманскому кораблю «Сирена», а крепостные батареи открыли перекрёстный огонь по флагманскому кораблю русской эскадры «Азов», проходившему во главе отряда через узкий пролив в Наваринскую бухту. Кстати, корабль «Азов», которым командовал капитан 1-го ранга Михаил Петрович Лазарев, впервые в Российском флоте был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Многим старшим офицерам были присуждены российские, английские и французские ордена.
В результате четырех часов ожесточённой схватки на короткой дистанции турецко-египетский флот был полностью уничтожен. Поражение турок объясняют тем, что они позволили английской и французской эскадрам беспрепятственно войти в бухту. Кроме того, османские артиллеристы стреляли в основном по рангоуту и такелажу, что считается эффективным только в сражении под парусами на ходу. Союзная эскадра, в свою очередь, наносила удары по корпусам кораблей.
В своём донесении о Наваринском бое контр-адмирал граф Гейден писал: «Три союзных флота, соревновали один другому в храбрости. Никогда не видно было столь искреннего единодушия между различными нациями. Взаимные пособия доставлялись с неписанной деятельностью. При Наварине слава английского флота явилась в новом блеске, а на французской эскадре, начиная от адмирала Риньи, все офицеры и служители явили редкие примеры мужества и неустрашимости. Капитаны и прочие офицеры российской эскадры исполняли долг свой с примерным рвением, мужеством и презрением всех опасностей, нижние чины отличились храбростью и повиновением, которые достойны подражания». После битвы Наварин, погибших моряков союзники похоронили на трех островах бухты: русских моряков — на острове Сфактерия, французских — на острове Пилос, а английских — на острове Чепонаки.
Победа в Наваринском сражении предвосхитила обретение Грецией независимости. В 1827 году Национальное собрание избрало первого президента Греции. И в этом же году Россия, Англия и Франция выступили гарантами автономии страны. В итоге русско-турецкой войны, в соответствии с Адрианопольским мирным договором, Турция признала автономию Греции в 1829 году.
В память о сражении на центральной площади города Пилос установлен монумент, известный как «Памятник Трем Навархам (адмиралам)». В России, кстати, в честь этого события названы пара улиц и деревень. В конце октября в радиусе городка Пилос устраивают торжества в честь Наваринского сражения, и обязательно проводится морской парад современных боевых кораблей стран-участниц.
В регионе до сих пор все очень благодарны Российской империи за участие в битве при Наварино, поэтому к русским туристам здесь относятся очень хорошо. Вы можете убедиться в этом, если посетите Costa Navarino. Это премиальное направление Средиземноморья, расположенное в регионе Мессиния на юго-западе Пелопоннеса.
На 130 га отлогих холмов раскинулась обращенная к западу территория Navarino Dunes, обрамленная песчаным пляжем длиной более 1 км и омываемая кристально чистыми водами теплого Ионического моря. Здесь, в Navarino Dunes, на территории уникального природного заповедника расположились два отеля The Romanos, а Luxury Collection Resort и The Westin Resort, Costa Navarino. Они построены в греческих традициях, а их невысокие виллы выполнены в духе старинных мессинианских особняков и сельских домов. В строительстве вилл использовались аутентичные материалы и элементы местного дизайна, поэтому они гармонично вписываются в естественный ландшафт. Здесь с вами обязательно заговорят на русском, расскажут все о Наваринском сражении и нальют местного вина «1827». А если вы хотите ощутить греческое гостеприимство уже в самолете, то советуем лететь Aegen Airlines.
Хотя в Costa Navarino и любят поговорить о 20 октября 1827 года, здесь есть масса других развлечений. На территории комплекса к вашим услугам бассейны, водные горки, тренажерные залы, спа, баскетбольная площадка, поля для гольфа, теннисные корты, велосипеды и даже обсерватория.
Если вы приехали в конце октября, то обязательно отправляйтесь на сбор оливок. В сезон сбора урожая, который длится до декабря, вы сможете принять участие в каждом из этапов: сначала в сборе оливок, затем в отжиме масла, и, наконец, попробуете результат — только что приготовленное оливковое масло. Те, кто не хочет на отдыхе собирать урожай, могут сразу перейти к дегустационной части, где эксперт Costa Navarino расскажет об основных параметрах качественного продукта. Также вас научат правильно выбирать масло в магазине.
Кстати, Costa Navarino прекрасно подойдет и для гастрономического путешествия. На территории комплекса огромный выбор ресторанов, и каждый со своей концепцией. Если вы успеете обойти их все, то можете отправляться в Пилос на кулинарный мастер-класс. Вас пригласят в один из местных деревенских домов, где греческие хозяйки научат вас готовить традиционные блюда по давним семейным рецептам.
Недостатка в духовной пище в Costa Navarino вы тоже не почувствуете. Искусство — это неотъемлемая часть местной концепции. В дизайне Costa Navarino представлены работы многих греческих и международных художников. Чтобы ничего не упустить, отправляйтесь в арт-тур по территории, во время которого профессиональный искусствовед покажет вам всю коллекцию живописи и скульптуры Costa Navarino. А завершается экскурсия, конечно же, дегустацией вина «1827».
Кроме того, совместно с Афинским демократическим Форумом Costa Navarino вот уже в пятый раз провел октябрьский философский уикенд «Демократия и духовность», участники которого ближе познакомились с регионом Мессиния, обсуждали древнегреческих философов вместе с профессорами международных университетов, побывали на экскурсиях, поговорили о ценностях и проблемах современной демократии.
Проще говоря, Costa Navarino подойдет для любого вида отдыха. Главное помните, чем бы вы здесь ни занимались, вы всегда будете чувствовать себя желанным гостем.