Оборотень в погонах
В 90-х годах Ангарск, расположенный в Иркутской области, представлял собой весьма специфическое место. Дело в том, что город окружало несколько тюрем, воспитательная колония для несовершеннолетних и следственный изолятор. Соответственно, многие вчерашние заключенные, оказавшись на свободе, оставались в Ангарске. И после распада Советского Союза город захлестнула криминальная волна. Многочисленные преступные группировки сражались за власть, поэтому убийства и ограбления стали привычным делом. Милиция не справлялась с огромным количеством работы, к тому же остро сказывалась нехватка кадров. И когда в лесополосе начали находить женские тела, стражи порядка списали это на бандитские разборки. О том, что в городе завелся серийный убийца никто не подумал. Более того, никто из стражей порядка и представить не мог, что в качестве «серийника» выступал свой — милиционер Михаил Викторович Попков.
В те времена Миша Улыбка (так прозвали его коллеги за доброжелательность) занимал должность помощника оперативного дежурного в центральном отделе внутренних дел УВД Ангарска. Миша-Гуинплен (еще одно прозвище) производил самое благоприятное впечатление. Он был и хорошим работником, и семьянином, и спортсменом. Высоко ценило его и начальство. Что же касается супруги, то Елена Попкова трудилась в той же дежурной части, только в паспортном столе. Они растили дочь и всеми силами поддерживали легенду о крепкой и дружной семье.
Тогда еще никто не знал, что семья Попковых — пороховая бочка. Елена часто изменяла мужу, и он об этом знал. Много раз Михаил хотел убить ее, но не решался из-за дочери. Внутренняя война продолжалась на протяжении нескольких лет и, в конце концов, Миша Улыбка нашел выход накопившейся ненависти. Он стал «чистильщиком», освобождавшим город от неверных женщин.
Охота происходила, чаще всего, по одному и тому же сценарию. Вечером или ночью Попков при погонах на «Ниве» катался по городу, в поисках пьяных женщин. Как только такая находилась, он предлагал подвезти ее. В пути завязывал разговор и ненавязчиво интересовался, не хочет ли его спутница продолжить веселье. Если женщина соглашалась, то она подписывала себе смертный приговор. Если нет, Попков доставлял ее по адресу.
Своих жертв маньяк насиловал и убивал с особой жестокостью. Для расправы он использовал различные инструменты, например, отвертку или топор. Город наводнили слухи о жестоком маньяке, но следствие топталось на месте. У стражей порядка не было никакой зацепки. Надо сказать, что несколько раз Попков нападал на трезвых женщин. Впоследствии он скажет, что это была «техническая ошибка». И на теле одной из этих жертв была обнаружена сперма убийцы. Но на скорости расследования это никак не отразилось. Не помогли и две женщины, которым посчастливилось выжить после встречи с Мишей Улыбкой. Они получили сильные черепно-мозговые травмы и не могли вспомнить маньяка. Надо сказать, что за все годы «работы» Попков не оставил ни одной улики. Милиционер знал, как его будут искать. Но, тем не менее, о протекторе шин и о ДНК-анализе он не подумал. Именно ДНК-анализ сыграет главную роль в поимке убийц, вот только произойдет это спустя много лет.
В «Черный дельфин» с пожизненным сроком
Попков ушел из органов в 1998 году, как только ему дали звание младшего лейтенанта. Его поступок коллег не удивил, поскольку милиционеры в те времена практически не получали зарплату, а объем работы колоссальный. Михаил устроился охранником, подрабатывал частным извозом и, конечно, продолжал убивать.
В 2000 году была создана новая следственно-оперативная группа. В нее вошел Николай Николаевич Китаев — легендарный следователь, который в свое время сумел вычислить и поймать иркутского маньяка Василия Кулика. Благодаря Китаеву дело сдвинулось с мертвой точки. Именно Николай Николаевич сумел доказать, что в Ангарске орудует серийный убийца. И хотя уровень местных стражей порядка был на низком уровне, Китаев сумел наладить работу милиционеров. Следствие взяло нужный след. Но… вскоре транспортную прокуратуру ликвидировали, и Китаев остался без работы. Выбора у него не было, и он ушел в отставку.
За дело взялись следователь по особо важным делам Евгений Костараев и старший уполномоченный МВД России полковник Сергей Державин. Они и возглавили новую оперативно-следственную бригаду. Благодаря их усилиям была проведена генетическая экспертиза, которая и установила генотип преступника. Вообще, вплоть до 2008 года подобные экспертизы в нашей стране проводились крайне редко из-за дороговизны (требовалось несколько десятков тысяч долларов), причем только в Москве. Впоследствии стражи порядка утверждали, что если бы экспертиза была более доступной, Попкова смогли бы поймать гораздо раньше. В тому времени Миша Улыбка уже находился в поле зрения следователей, но никаких улик против него не было.
В 2009 году место Державина, который прекратил расследование из-за проблем со здоровьем, занял Артем Дубынин. Он-то и довел дело Попкова до конца.
Стражи порядка вызывали на допросы всех владельцев «Нив» в городе, у которых была третья положительная группа крови. Проверка шла в алфавитном порядке. И весной 2012 сотрудники экспертно-криминалистического центра в Иркутске (его появление удешевило генетическую экспертизы в разы, позволив в год проверять по несколько сотен человек) добрались до буквы П. Результаты ДНК-экспертизы порадовали — сперма принадлежала Попкову, то есть, он и являлся серийным убийцей без каких-либо натяжек. И никакой ошибки быть не могло. Сам Дубынин и задержал Мишу Улыбку в 2012 году. На тот момент Попков уже был «вне игры». Он перестал убивать и насиловать, поскольку из-за венерической болезни у него появилась импотенция. Сам Михаил был уверен, что его уже никогда не найдут.
Экспертиза показала, что Попков был полностью психически здоров. В общей сложности на его счету 78 жертв, хотя сам Михаил заявил о том, что убил 81 человека. Таким образом, он превзошел Чикатило. Мишу Улыбку приговорили к пожизненному лишению свободы. С декабря 2018 года он находится в печально известном «Черном дельфине».
Результаты расследования вынудили жену и дочь Попкова ухать из Ангарска и поселиться в другом городе.