По необъяснимым причинам, родившись в семье владельца бакалейной лавки, каждый из Чеховых посвятил жизнь вещам возвышенным: кто-то, как и Антон Павлович, стал писателем, кто-то — художником.
Александр Чехов
«Агафопод Единицын», «Алоэ», «А. Седой» — Александр Павлович, как и его брат Антон Павлович, любил эпатировать публику своими псевдонимами. Александр, появившись на свет за пять лет до рождения Антона, был первым ребёнком в семье. Возможно, если бы не он, то никто бы и не узнал о талантливом писателе Чехове. Именно Александр Павлович- гимназист, а впоследствии выпускник Московского университета — был наставником неопытного и юного Антона Чехова. Под его руководством будущий классик русской литературы писал свои первые произведения.
Судя по оценкам современников, Александр Чехова обладал исключительными интеллектуальными способностями. Чего стоит лишь то, что он свободно изъяснялся на шести иностранных языках. Подвела его излишняя честность: работая в таможне Таганрога, он написал о своём коллективе повесть — в первую очередь о том, как его коллеги воруют. За этим последовало увольнение, после которого Чехов — не без помощи своего брата, уже получившего некоторую известность — начал писать в разные издания. Его любимым жанром, впрочем, так и осталась повесть, рассказанная от лица мелкого чиновника, хотя преуспел он и в других: вплоть до того, что давал в печати рекомендации по лечению алкоголизма.
Николай Чехов
В каком-то смысле Николай Павлович продолжил семейную традицию, а в каком-то — прервал: дело в том, что он также публиковал свои небольшие произведения в столичных журналах, однако подписывался всё-таки своим настоящим именем. В итоге как писатель он не состоялся, выбрав для себя другой путь: Николай Чехов стал профессиональным художником. Кстати, иллюстрации к некоторым произведениям Чехова выполнил как раз он, второй по старшинству брат писателя. Ему же пришлось заняться росписью стен храма Христа Спасителя.
Антон Павлович постоянно жаловался на брата: мол, тот не следит за своим здоровьем и имеет серьёзное пристрастие к спиртному. Сам классик считал Николая Павловича выдающимся художником и даже писал, что его талант «гибнет не за грош». Слова Чехова оказались практически пророческими: Николай Павлович скончался рано, заболев в 31 год туберкулёзом. «Коля умер у меня на руках. Мама пришла очень поздно, а Мишу я должен был разбудить для того, чтобы сообщить ему, что Коля умер», — написал в день смерти брата Александр Чехов отцу. Работы Николая Чехова до сих пор можно увидеть, например, в Таганрогском художественном музее.
Иван Чехов
Иван Чехов родился на год позже Антона, в 1861 году, и, как и все его братья, закончил Таганрогскую классическую мужскую гимназию. Испытывая — как и вся семья Чеховых -большие финансовые проблемы, Иван Павлович не смог окончить гимназию и занялся переплетением книг, что приносило ему хоть какие-то деньги. Вслед за семьёй уехав в Москву, там он смог выдержать экзамен и получить звание учителя.
На своём поприще Иван Павлович преуспел: мало того, что он заведовал несколькими главными московскими училищами, так он к тому же стал ещё и членом Московской городской Думы. При жизни он прославился тем, что получил звание потомственного почётного гражданина: его деду, который, будучи крепостным, вынужден был выкупать свою семью у помещика, такого, пожалуй, и присниться не могло. Кстати, по мнению литературоведов, Иван Павлович был прототипом для одного из чеховских рассказов: младший брат проходил пешком по городу огромные расстояния, чтобы встретиться с публицистом Петром Боборыкиным, и в итоге стал прообразом главного героя из произведения «Иван Матвеевич».
Мария Чехова
Судя по всему, Чеховы, воспитав четырёх сыновей, давно ждали девочку. Мария Павловна родилась в 1863 году. Её жизнь как будто бы разделилась на две части: до смерти Антона Чехова и после неё. Пока брат был жив, Мария Павловна полностью посвятила себя наукам и искусству: несмотря на то, что женское образование ещё не стало нормой в России, сестра Чехова окончила гимназию, епархиальное училище, высшие женские курсы профессора Герье и, наконец, Строгановское училище, где серьёзно занимались живописью. Иногда Мария Павловна сама подрабатывала в качестве педагога.
После смерти Антона Чехова в 1904 году его сестра посвятила свою жизнь изданию всего чеховского литературного наследия. Более того, Мария Павловна собирала личные вещи писателя, а впоследствии стала основателем и бессменным директором Ялтинского дома-музея Антона Чехова. Мария Павловна пережила всех своих братьев: так, например, уже в 1944 году советская власть наградила её орденом Трудового Красного Знамени. Скончалась Мария Чехова в том же ялтинском доме в возрасте 93 лет.
Михаил Чехов
Младший брат Антона Чехова, Михаил, тоже проявил изобретательность в создании псевдонимов. Свои тексты — будь то детские рассказы или театральные рецензии — он подписывал именами «Максим Холява», «Капитан Кук» и «М. Богемский». Изначально Михаил Павлович пошёл по карьерной лестнице чиновника: был сначала инспектором в Серпухове и Угличе, потом, уже в Ярославле, стал начальником казённой палаты. Тем не менее, служба не оставляла времени для публицистики, а именно в ней видел себя младший Чехов.
В начале 20 века Михаил Чехов начал даже издавать собственный журнал: правда, «Европейская библиотека» просуществовала совсем недолго. Михаил Павлович писал рассказы для детей, переводил с английского произведения Джеймса Кервуда и Джека Лондона, публиковал в журнале «Театр и искусство» свои отзывы на разные постановки — словом, мог работать практически в любом жанре. После смерти брата Михаил Чехов написал большой том воспоминаний о нём, работал над собранием полного сборника его писем, опубликовал работы «Антон Чехов и его сюжеты», «Антон Чехов на каникулах» и «Вокруг Чехова». Именно благодаря Михаилу Павловичу в распоряжении современных литературоведов оказывается практически энциклопедия жизни великого русского писателя.