М.Е. Салтыков-Щедрин — Н. А. Некрасову
18 апреля 1869. Петербург
Нельзя не позавидовать Вам, многоуважаемый Николай Алексеевич, что Вы, по крайней мере, находитесь хоть временно вне литературных наших помой. Не хотелось бы даже писать Вам об них, чтобы не испортить Ваше расположение духа; но пишу единственно потому, что нужно же Вам знать, что тут делается.
На этот раз Вы уже в стороне; на сцену выступаю я. На днях я получил, в форме письма, ультиматум от г. Антоновича, в котором он требует ответа, мне ли принадлежит рецензия, напечатанная в № 4 «Отеч<ественных> записок». Мерзостей, угроз и припоминаний, которыми наполнено это гнусное письмо, я не берусь передавать Вам; письмо это сохранится мною как монумент и доказательство, до каких пределов может доходить литературное бешенство; я Вам покажу этот любопытный документ при свидании. Ультиматум дает мне сроку неделю, чтобы ретрактироваться, а затем — дескать, пойдут обличения. Обличения эти обещаются поставить на точку измены
Напишите также, когда выйдет в Париже 2-й том романа Виктора Гюго, чтобы нам как-нибудь не нажить процесса. Майская книжка у нас, вероятно, будет к 10 мая готова. Набрано уже листов до 14 или более, но белых листов доставлено мне только три.
Кланяйтесь А<лександру> Н<иколаевичу> и всем Вашим.
М. Салтыков