В 1758 году Кёнигсберг, родной город Иммануила Канта, был занят русскими войсками. Жители города принесли присягу на верность Елизавете Петровне. Философ направил императрице прошение о зачислении на должность ординарного профессора Кёнигсберского университета:
«С кончиной блаженной памяти доктора и профессора Кипке освободился пост ординарного профессора логики и метафизики Кенигсбергской академии, который он занимал. Эти науки всегда были предпочтительным предметом моих исследований.
С тех пор как я стал доцентом университета, я читал каждое полугодие по этим наукам приватные лекции. Я защитил публично по этим наукам 2 диссертации, кроме того, 4 статьи в Кенигсбергских ученых записках, 3 программы и 3 других философских трактата дают некоторое представление о моих занятиях.
Лестная надежда, что я доказал свою пригодность к академическому служению этим наукам, но более всего всемилостивейшее расположение Вашего Императорского Величества оказывать наукам высочайшее покровительство и благосклонное попечительство побуждают меня верноподданнейше просить Ваше Императорское Величество соблаговолить милостиво определить меня на вакантный пост ординарного профессора, уповая на то, что академический сенат в рассуждении наличия у меня необходимых к сему способностей сопроводит мою верноподданнейшую просьбу благоприятными свидетельствами»
Желаемую должность Иммануил Кант тогда не получил. Российским подданным он оставался до июля 1762 года. Вокруг философа сложился кружок русских офицеров, среди его гостей был и Григорий Орлов. Взгляды Иммануила Канта тогда стали предметом дискуссий. Вот некоторые из его высказываний о жизни и нравственности:
«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине"
«Страдание — это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности»
«Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает»
«В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям»
«Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке»
«Взывать к мужеству — это уже наполовину значит внушить его»
«Женщины даже мужской пол делают более утончённым»
«Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым»
«Счастье есть идеал не разума, а воображения»
«Из всех сил, подчинённых государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру»
«Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись»
«Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни»
«Чем больше привычек, тем меньше свободы»
«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства»
«В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики»
«Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству»
«Кто избавился от излишеств, тот избавился от лишений»
«Работа — лучший способ наслаждаться жизнью»
«С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед»
«Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность»