Год издания: 1977
Страна: Греция
Сразу после смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры между его генералами началась грызня за власть. Один из военачальников Птолемей рассуждал примерно так же, как члены советского политбюро: кто возглавит комиссию по похоронам, тот и будет следующим генсеком. Птолемей наложил лапу на останки Александра, увёз их в египетскую Александрию и вскоре стал основателем династии фараонов. Пять веков роскошная гробница величайшего полководца Античности была одной из главных достопримечательностей Александрии, её описывали многие из тех, кто посещал этот город. Однако в середине III века нашей эры количество упоминаний о мавзолее резко сошло на нет.
Историки предполагали, что мавзолей Александра стал жертвой многочисленных бунтов, сотрясавших в те годы восточную часть Римской империи. Но не так давно удалось найти более поздний след гробницы Александра. Писатель из Антиохии Лебаний упомянул в своих записках, что мавзолей был открыт для посетителей в 390 году. После этой даты следы останков Македонского теряются окончательно. Возможно, их уничтожили ранние христиане, активно боровшиеся с языческими обрядами, а культ Александра в основанном им городе был сопоставим с божественным.
В 391 году вдруг появились упоминания о роскошной гробнице евангелиста Марка, которая находилась как раз на месте мавзолея Александра Македонского. Тогдашние христиане охотно «присваивали» не только культовые здания старых богов, они даже Рождество Христово, которое первоначально отмечалось весной, «подверстали» под римский праздник зимнего солнцестояния. Вполне вероятно, что мавзолей основателя Александрии стал храмом в честь её первого епископа — святого Марка. Возможно, что и останки полководца объявили мощами евангелиста. По крайней мере, такая версия бытует среди западных историков: уж слишком вопиющи совпадения времени и места.
В 9-м веке мощи святого Марка были выкрадены из Александрии, находившейся тогда под властью мусульман, и перевезены в Венецию, где для них был отстроен роскошный собор. Получается, что останки Александра Македонского следует поискать на главной площади современной Венеции. Правда, церковные власти вряд ли дадут учёным возможность провести анализ и определить истинный возраст костей. А то может оказаться, что им не две тысячи лет, а на триста лет больше.