Из хобби — в бизнес
Первые луковицы тюльпанов завезли в Европу из Ирана и Османской империи во второй половине 16-го века, а в Нидерландах ими заинтересовались не раньше начала 17-го столетия. Цветы в то время были довольно простыми — одноцветными, без каких-либо изысков. Однако вскоре садоводы заметили, что у некоторых тюльпанов вырастают пестрые лепестки.
Причина этого явления крылась в особого рода вирусе, который не получалось культивировать — лишь по счастливой случайности земледельцу удавалось получить несколько необычных цветов. Но именно такие тюльпаны приносили наибольшую прибыль — их с радостью скупали аристократы из Франции и Германии. Правда, торговля с Германием была делом неблагодарным. Немецкие богатеи платили щедро, но нерегулярно — из-за постоянных войн деньги у них водились не всегда.
Выращивание тюльпанов из всеобщего увлечения в Европе превратилось в выгодный бизнес, в имениях аристократов была мода на пышные клумбы. Богачи, желая перещеголять друг друга, стремились получить луковицу очень редкого сорта.
Особенного успеха в разведении тюльпанов и селекции новых сортов добились голландцы. В цветоводов переквалифицировались сотни вчерашних рыбаков и ремесленников. Многие фермеры превращали свои поля и огороды в обширные плантации для выращивания столь востребованного растения.
Цены на луковицы устойчиво росли несколько лет. И Голландия, с её передовой экономикой и духом свободного предпринимательства, превратилась в главного поставщика тюльпанов для всей Европы.
Одновременно в Амстердаме и ряде других городов сложились стихийные биржи, где активно шла торговля столь актуальным товаром. Причём в торгах энергично участвовали не только профессиональные брокеры, но и множество случайных людей. Ещё одной особенностью таких бирж стала спекуляция фьючерсами. То есть контракты заключались на покупку и продажу луковиц, которые ещё предстояло вырастить. Или тех сортов, которые ещё даже не выведены.
Начало конца
1634 год традиционно считается стартом тюльпаномании. Бурный рост цен подстегнул и приток капиталов из других стран. За неделю цена на «новинку» рынка могла подскочить вдвое. Известны случаи, когда за горшочек с тюльпаном экзотической расцветки отдавали мельницу или корабль. Желанными невестами считались девушки, в приданое за которых давали луковицу пёстролепесткового сорта.
К концу 1636 года ажиотаж достиг апогея. Резко подскочила стоимость не только редких, но и самых обычных тюльпанов. Многие были искренне уверены, что цена на эти цветы будет расти вечно. Краткосрочное падение спроса в ноябре обернулось вскоре ещё более бурным ростом цен. Многие спекулянты потеряли чувство реальности. Они стали столь самоуверенны, что закладывали всё своё имущество, не задумываясь о потенциальных рисках.
5 февраля 1637 года в Алкмаре, недалеко от Харлема, на аукцион была выставлена коллекция луковиц, собранная только что умершим садоводом Воутером Винклем. Его наследники намеревались выручить за тюльпаны целое состояние. Ещё до начала торгов один спекулянт купил у них луковиц на 21 тыс. гульденов, затем редкая луковица «Адмирала Энкхузена» ушла за 5200 гульденов, всего же организаторам акциона удалось собрать почти 90 тыс. золотых. Но буквально через два дня после торгов рынки Голландии, шокированные невероятным ростом цен, обвалились, луковицы обесценились.
Рынок оказался перегрет, и биржевой пузырь закономерно лопнул. Стоимость луковиц упала в разы. Сотни владельцев расписок (среди которых были и врачи, и пекари, и даже трубочисты) на ещё не выросшие цветы оказались банкротами. Власти, желая спасти ситуацию, пошли на радикальные меры. Чтобы остановить падение цен, на плантации с цветами отправляли солдат для уничтожения рассады. Но всё было тщетно. Тюльпановые биржи рухнули.
Позднее в литературе история тюльпанового безумия и полного разорения биржевых игроков была ярко и неоднократно описана. Сложилось множество мифов и небылиц. А ведь на самом деле экономика Голландии на фоне краха тюльпановых бирж не только избежала депрессии, но и продолжила рост. А Нидерланды до сих пор остаются мировым лидером в производстве цветов.
Главный урок тюльпаномании заключался в том, что любая игра на бирже должна вестись обдуманно и профессионально. А когда активом начинают заниматься сразу все — это признак грядущего пузыря. Вспоминаются слова знаменитого финансиста Джона П. Моргана-младшего, успевшего спасти свои активы перед биржевым крахом 1929 года: «Когда на рынок выходят чистильщики обуви — профессионалам надо уходить». Опытные брокеры всегда чувствуют главные тренды. И успевают вывести и свои, и клиентские средства до того, как пузырь лопнет.