В честь Джона Бенбоу названа гостиница, которой владеет отец Джима Хокинса — главного героя «Острова сокровищ». Именно здесь начинается действие знаменитого романа Роберта Стивенсона. Сюда приходит Билли Бонс, здесь Джим находит карту Флинта, тут стучит своей палкой слепой Пью. В честь адмирала Бенбоу в XVIII веке была названа не одна гостиница и сложена не одна песня. Он считался национальным героем и национальной гордостью. И все благодаря одному-единственному случаю, который стоил ему жизни.
Адмирал Бенбоу
Сын дубильщика
Адмиралы Томас Филиппс, Джон Бенбоу (в центре) и Ральф Делаваль — герои Девятилетней войны
Он был сыном дубильщика Уильяма Бенбоу, который жил в крайней бедности и умер, судя по всему, от болезней, вызванных пьянством. Джону на тот момент было пять или шесть лет. Несчастья семьи на этом не кончились. Дом дяди будущего адмирала, куда его мать с детьми переехала после смерти отца, сгорел во время лондонского пожара. Так 13-летний Джон едва не остался на улице.
Впрочем, именно дядя чуть позже помог племяннику поступить в морскую академию. Из нее Бенбоу вышел офицером и почти сразу попал на войну. Это был худощавый юноша с болезненно бледным лицом. Его отличала редкая неуклюжесть. Бенбоу несколько раз срывался с канатов и получал травмы. Один раз он сломал ногу, которую чудом удалось залечить. Судя по описаниям, он был еще и долговяз. Высокий и худощавый юноша всегда выделялся из толпы, вот только на флоте лишние пять-шесть сантиметров роста могут обернуться серьезными проблемами. Бенбоу не помещался в стандартном корабельном гамаке — не мог лечь в полный рост. Позднее, став капитаном, она заказал себе в каюту специальную кровать. Возможно, он вообще был первым человеком, поставившим кровать на корабле.
Так или иначе, а сперва он отправился в Средиземное море усмирять берберов. Берберские корсары в те времена были бичом Европы. Причем страдали от них отнюдь не только страны, выходившие к Средиземному морю. Берберы уходили и на север. В середине 50-х один из таких корсаров захватил небольшой островок в Ла-Манше и использовал его как базу для набегов на побережье Англии и Франции. Его выкуривали оттуда без малого семь лет. Карательная экспедиция в Алжире и Тунисе завершилась для Британии, в целом, удачно, а Бенбоу получил два тяжелых ранения и временно оставил службу.
Негоциант
100-пушечный линейный корабль «Британия», на котором одно время Бенбоу служил лейтенантом
Джон скопил некоторое количество денег и захотел открыть собственное дело. Как и его дядя, бывший успешным негоциантом, он подумывал заняться торговлей. Точнее, торговыми перевозками. Именно таким образом зарабатывали деньги во второй половине XVII века многие англичане, французы и голландцы. Суть довольно проста. У тебя есть небольшой корабль, с ним ты отправляешься в Новый Свет, где закупаешь по сравнительно небольшой цене какой-нибудь колониальный товар. Например, хлопок, табак или сахар. С этим товаром ты возвращался в Европу, где его можно было продать с трехкратной выгодой. Впрочем, для такой торговли нужны были официальные бумаги, вроде торговых лицензий, иначе ты рисковал быть обвиненным в контрабанде. Да и покупка собственного корабля была делом недешевым. Так что многие опытные морские офицеры нанимались, например, в Вест или Ост-Индские компании и зарабатывали перевозкой, а затем выкупали свои корабли, заводя собственное дело. Бенбоу, впрочем, пошел третьим путем.
Пошел в торговый дом своего дяди и ходил в знакомое ему Средиземное море, ведя дела в портах Испании, Италии, а иногда даже Османской империи. Впрочем, в 1685-м его корабль нарвался на османских пиратов и чудом отбил атаку. Людей и судно спасти удалось, а часть груза пришлось выкинуть. Бенбоу нарвался из-за этого на серьезные неприятности и решил вернуться в военный флот. В 1686-м он получил чин адмирала и свой первый корабль — 52-пушечный фрегат «Йорк». Вскоре началась Девятилетняя война, ставшая для Бенбоу трамплином для грандиозного карьерного взлета.
На войне, как на войне
Французский флот горит в битве при Ла-Хог
Девятилетнюю войну иногда называют также войной за Пфальцское наследство. Это было противостояние Франции с альянсом, основу которого составляли Британия, Нидерланды и Священная Римская Империя. На кону стоял титул курфюрста Пфальца. Война, однако, шла не только в Германии, но также в двух морях Европы, Северной Америке, Индии и даже Африке. Задачей Бенбоу была ликвидация французских каперов, действовавших в Ла-Манше. Капитан успешно защищал английские торговые суда, повесил на рее нескольких французских флибустьеров, а под конец войны устроил разгром в порту Сен-Мало. Это был крупный и хорошо укрепленный порт в Бретани. Бенбоу взял его в блокаду, а затем устроил то, что иногда называли огненным адом — восьмичасовой обстрел крепости и города. Сен-Мало был сожжен дотла, после этого Бенбоу высадил на берегу десант и разграбил город в лучших традициях пиратства XVII века. Людовик XIV, узнав о событиях в Сен-Мало, пришел в ярость.
Он даже объявил награду за голову Бенбоу. Надо сказать, что эта история продолжилась и после заключения мира, который был подписан в 1697 году. Власти Франции настойчиво требовали выдать им виновника разгрома в порту. Британия сделать это отказалась. Несмотря на то, что гнев короля-солнца остыл, для многих французских капитанов Бенбоу стал врагом номер один. Еще раньше корабль Бенбоу принял участие в битве при Ла-Хог. Здесь английский флот нанес решительное поражение французской эскадре адмирала Турвиля. Французы потеряли 15 линейных кораблей, которые сгорели дотла. Бенбоу получил в том бою очередное ранение.
Встреча с Петром
Живя в доме Бенбоу, Петр регулярно посещал Депфортские доки, изучая морское дело
Раны и Бенбоу — это отдельная история. Из-за неуклюжести и некоторой расположенности к несчастным случаям он получал их часто. В Девятилетней войне он был ранен трижды. Всего же тело его хранило отметины от 12 различных ранений. Девятилетнюю войну Бенбоу заканчивал адмиралом и весьма зажиточным человеком.
Относительно происхождения его капитала ходили разные слухи. В 1697 году новоиспеченный адмирал купил себе роскошный особняк в Депфорте — пригороде Лондона. Здесь он руководил работой доков. На жалование офицера королевского флота жить на широкую ногу было трудно. Существует мнение, что Бенбоу изрядно поживился во время разгрома Сен-Мало. Полагают также, что во время войны он изрядно пощипал французских торговцев. Как раз в то время в новый дом Бенбоу прибыли нежданные гости. В Лондон из далекой Московии приехали послы правителя этого царства. Речь, конечно, о Великом посольстве.
Получилось так, что Петр, Лефорт, Головин остановились именно в особняке адмирала. Царя решили поселить в Депфорте, а дом Бенбоу был самым роскошным строением в городке. Петр прожил тут три месяца, после чего уехал, а Бенбоу вернулся в свое жилище. Здесь его ждал шок. Дом был разгромлен примерно так же, как в свое время Сен-Мало. Поломанная мебель, разбитая посуда, прожженный паркет, обваленный камин, сломанная лестница, порванные портьеры. Бенбоу пришел то ли в ужас, то ли в ярость и обратился в парламент с требованием компенсировать ему затраты на ремонт. Инспектировать особняк отправили знаменитого архитектора Кристофера Рена, того самого, который отстроил Лондон после Великого пожара. Рен, похоже, тоже пришел в ужас и оценил нанесенный ущерб очень высоко. Бенбоу получил от парламента 350 фунтов на ремонт.
Бессмертный подвиг
Раненный Бенбоу продолжает командовать эскадрой в бою у Санта-Марты
Восстановлением жилища, однако, занимался уже не адмирал, а кто-то из его помощников. Самого Бенбоу вскоре отправили в Новый Свет командовать расположенным здесь английским флотом. Здесь адмирал сражался сначала с испанцами, а затем с французами.
В 1701 году в Европе произошли большие политические перемены. В Мадриде умер последний представитель испанской ветви Габсбургов Карл II. Это был несчастный, больной ребенок, который не мог иметь наследников по целому ряду генетических причин. Трон Испании опустел, а свои претензии на него заявили Франция и австрийские Габсбурги. Так началась Тринадцатилетняя война за испанское наследство, которое сильно перекроила существовавшие в Европе союзы. Англия и Испания стали союзниками, а Бенбоу получил приказ топить французские суда в Вест-Индии и всячески препятствовать доставке серебра из Нового Света во Францию.
19 августа 1702-го его эскадра неожиданно столкнулась с французами близ города Санта-Марта (современная Колумбия). Под началом Бенбоу было семь кораблей, столько же было и у Жана-Батиста Дюкасса, который командовал французской эскадрой. Вот только два-три судна Бенбоу проигнорировали приказ вступить в бой. Сражение длилось шесть дней. Бенбоу заставил Дюкасса отступить и отдал приказ преследовать неприятеля.
Однако и здесь трое капитанов ослушались адмирала и в погоню не пустились. Бенбоу вел преследования с четырьмя кораблями, Дюкасс решил остановить погоню, развернул корабли и встретил англичан ошеломляющим залпом. Бенбоу получил очередное ранение. Ядро расплющило ему ногу и повредило живот. Адмирал, однако, продолжал командовать, игнорируя советы врачей. Погоня длилась еще два дня, после чего французы оторвались. Смертельно раненного Бенбоу доставили на Ямайку. Здесь ему ампутировали ногу, но от смерти его это не спасло. У адмирала началось заражение крови. Он промучился несколько месяцев и умер в ноябре 1702-го. Вскоре после боя он получил от Дюкасса письмо: «Сэр, в прошлый понедельник я имел мало шансов избежать ужина в вашей каюте, но Бог решил иначе. Что касается ваших трусливых капитанов, повесьте их, они это заслужили».
История последнего боя адмирала Бенбоу имела широкий резонанс. В обществе вызвало восхищение его решение продолжать погоню, несмотря на смертельную рану. Немалую роль в этом сыграли английские газеты, которые описывали Бенбоу как истинного английского героя. В следующие годы об адмирале было сложено немало баллад. Некоторые из них, например, «Храбрый Бенбоу» стали частью английской литературы. Их поют на британских кораблях даже в наши дни.