После Второй Мировой войны Европа как будто вновь открывает для себя Восток. В 1960-е и 1970-е выходит множество фильмов, посвященных неотъемлемой составляющей восточной культуры — боевым искусствам. Люди массово знакомятся с «дзюдо», «карате», «ушу», а также традициями обращения с различным оружием, которое помимо благородных мечей и копий состояло из простых предметов крестьянского быта.
Нунчаку, или же нунчаки (япон. «ну-н-тя-ку»), во многом стали известны, благодаря знаменитому популяризатору боевых искусств, мастеру восточных единоборств и актеру — Брюсу Ли. Сцены фильмов, где он в одиночку расправляется со множеством врагов с помощью двух палочек, соединенных цепочкой, были одними из самых зрелищных и захватывающих.
Нунчаку, таким образом, представлялось оружием грозным, и если не смертоносным, то как минимум очень эффективным, с помощью которого можно вывести из строя большое количество противников (или новичка, впервые взявшего их в руки).
Однако в отличие от всем знакомой «катаны» (проще говоря, самурайского меча) нунчаку изначально не были оружием. Существует несколько версий того, как люди начали использовать две палочки на веревке (или цепочке) для самообороны.
По одной из них нунчаку изначально использовались как часть конской упряжи, то есть удила, а для соединения двух палок использовался конский волос и впоследствии цепь. По другой — это была колотушка, которой ночной сторож отпугивал воров или оповещал жителей деревни, например, о пожаре.
Но самая распространенная из них гласит, что нунчаку изначально представляли собой сельскохозяйственный инструмент — крестьянский цеп, которым мололи зерно.
Такие цепы были не редкостью и в Европе: чаще всего боевыми цепами было вооружено простое ополчение, состоящее в основном из крестьян. Нунчаку в современном виде появились на острове Окинава — родине карате. Вместе с тем, принято считать, что на Окинаву и боевые искусства, и оружие пришли из Китая. Так, само японское (правильнее сказать окинавское) название двухзвенного цепа «нунчаку» является, по всей вероятности, переводом китайского слова «шуан-цзе-гун». Но даже несмотря на явные китайские корни, активное использование этого сельскохозяйственного инструмента в качестве оружия связывают именно с жителями Окинавы.
В начале 17 веке Окинава, на которой располагалось королевство Рюкю, была захвачена японцами. Еще до захвата острова, в королевстве был введен «указ об оружии», по которому только королевские войска могли использовать мечи и копья. Японцы же не только сохранили этот закон, но и ужесточили его, запретив любой импорт оружия на остров. Так, чтобы как-то защищать себя, в ход были пущены разнообразные подручные средства: бо — шест; кама — серп; тонфа — рукоять от рисовой мельницы; нунчаку. Владение этими видами оружия впоследствии даже приобрело статус отдельного боевого искусства — «кобудо» (япон. — «старинный путь воина»).
Существуют разные точки зрения на то, могли ли именно крестьяне разработать технику владения подобным оружием для защиты от вооруженных самураев. Во-первых, до второй половины 19 века боевые искусства изучались в основном дворянами и в строгом секрете передавались из поколение в поколение, в то время как крестьяне все время проводили, возделывая землю. Во-вторых, нунчаку могли быть использованы для отражения атак нескольких плохо вооруженных противников (например, тех же крестьян), но вряд ли могли быть эффективны против воина с мечом.
В России, как и во многих странах, нунчаку классифицируются как холодное оружие ударно-раздробляющего действия. Так что если вдруг вам очень захочется сделать их самому, либо продать другу, уточните, не будет ли это противоречить Уголовному Кодексу, а именно: 222 статье УК РФ — незаконный сбыт, а также 223 статье УК РФ — незаконное изготовление.