Букингем-хаус
Жилищу британских монархов уже больше 300 лет. В 1703 году на том месте, где сегодня находится Букингемский дворец, начали строить дом для герцога Букингемского. В 1762-м Георг III выкупил его за 28 тыс. фунтов стерлингов и решил перестроить. Зачем королю нужно покупать чей-то дом? Дело в том, что Сент-Джеймсский дворец, который с конца 17-го века был официальной резиденцией монархов Великобритании, казался Георгу недостаточно роскошным. В течение 4 лет дом перестраивали и делали это на широкую ногу: казне пришлось расстаться с 73 тыс. фунтов стерлингов. В 1775-м дом достроили, и в нём поселилась королева Шарлотта. С тех пор Букингем-хаус часто называли просто домом королевы.
Затем к власти пришёл Георг IV, и королю потребовалась новая резиденция для приёма послов и заседаний Тайного совета: Карлтон-Хаус ему не подходил. К работе над новым дворцом король привлёк знаменитого Джона Нэша. Именно он проектировал Сент-Джеймсский парк, который сейчас соединяет старую и новую резиденции. Архитекторы значительно расширили Букингем-хаус, выделили место под библиотеку.
Короли закупили для украшения покоев картины итальянских художников, позже собрание дополнили работами Рубенса и Рембрандта. Постройка была довольно разорительной: в сумме дворец обошёлся в 800 тыс. фунтов стерлингов. Это были огромные деньги по тем временам. Но игра стоила свеч: держава наконец обрела достойную королевскую резиденцию.
Дворец при королеве Виктории
При королеве Виктории появились новые детали: Джон Нэш возвёл Мраморную арку, прототипом для которой послужила Триумфальная арка императора Константина в Риме. Первоначально её установили как парадные ворота в Букингемском дворце, но затем перенесли в Гайд-парк.
Это не было простой прихотью королевы. Дело в том, что дворец стал маловат для королевской семьи, так что пришлось увеличить количество помещений. Новое крыло планировал архитектор Эдвард Блор, который работал над дворцом Воронцова в Алупке. Помещение скрыло парадный фасад дворца, построенный Нэшом, поэтому ворота пришлось перенести.
Новый проект поставили в жёсткие финансовые рамки, но всё-таки камень для внешней отделки заказали из Кана в Нормандии. Этот известняк раньше использовали только для внутренних интерьеров, и решение облицевать им стены было не лучшим. Загрязнённый воздух Лондона разрушал мягкий камень, так что до конца 19-го века дворец приходилось регулярно красить в несколько слоёв, чтобы скрыть дефекты. Новый внешний двор решили украсить скульптурами работы Джона Томаса. Колонны покрыты королевскими вензелями, львами, единорогами и изображениями регалий монархов. По указанию королевы также построили огромный бальный зал, который в 1856 году служил местом приёма в честь окончания Крымской войны. Кстати, именно при королеве Виктории в 1837-м Букингемский дворец стал официальной резиденцией английских монархов.
Обновления при Эдуарде VII и после
Белый и золотой цвета, преобладающие в отделке дворца, были выбраны королём Эдуардом VII. В начале 20-го века он организовал большой капитальный ремонт здания, в том числе из-за сильных загрязнений. Временами новый король действовал поспешно, и некоторые искусствоведы считают, что интерьеры Букингемского дворца сильно проиграли после ремонта. При этом Эдуард поддержал проект установки перед зданием памятника Виктории. Королева изображена сидящей на троне в окружении ангелов правосудия, правды и милосердия.
Во времена Второй мировой была разрушена юго-западная оранжерея дворца и часть ограды. После войны деньги на восстановление нашлись не сразу, но вместо оранжереи герцог Эдинбургский предложил возвести «Галерею Королевы», где бы выставлялись произведения искусства из собрания дворца. В 1962-м экспозиция была открыта.
Один день Елизаветы II
Елизавета II проводила своё время с комфортом. Глав государств она встречала в парадном вестибюле — комнате, украшенной колоннами и четырьмя статуями. Особенно здесь выделяется резная каминная полка. К парадному вестибюлю примыкает Мраморный зал, также уставленный колоннами.
От парадного вестибюля королева переходила к парадной лестнице, устланной красными коврами и украшенной балюстрадой из позолоченной бронзы. Поднимающийся по ступеням видел на стенах портреты предков королевы. Елизавета II сделала это специально, чтобы любой гость мог познакомиться с монаршей семьёй.
Завтракала королева в личной столовой вместе с мужем Филиппом. Затем переходила в рабочий кабинет и несколько часов разбирала почту. На письма она почти никогда не отвечала лично и даже не диктовала. Чаще всего Елизавета II говорила своим секретарям то, о чём хотела бы поведать в письме, а они уже составляли текст сами. Часть утра была посвящена аудиенциям. 14 раз в году в Бальном зале королева вручала награды. Например, именно здесь Чарли Чаплин и Альфред Хичкок стали кавалерами Ордена Британской империи. Иногда Елизавета вела приёмы за обедом, но на них обычно были приглашены не больше 6 человек. Затем наставало время государственных визитов, в резиденцию Елизавета возвращалась только к 17 часам. До 19 часов продолжалось традиционное чаепитие, а заканчивался день аудиенцией премьер-министра — самым важным событием в расписании монарха.
Каждый мог с лёгкостью определить, дома ли королева. Если Елизавета II была во дворце, то на флагштоке развевался её штандарт. Если же она была в отъезде, то можно было увидеть государственный флаг Соединённого Королевства.