Долгие столетия Греция находилась под властью Османской империи. Весь 19 век прошёл для греков в войнах и восстаниях. Для поэтов борьба греков была примером и источником вдохновения, как для лорда Байрона. Страшной резне в 1822 на острове Хиос Гюго посвящал свои стихи, а Делакруа — монументальные полотна. Через сто лет после этого Греция была независимой, но не до конца. Собирание земель — энозис — продолжалось ещё долго. Разбросанные по Ионическому и Эгейскому морям острова переходили из рук в руки, оказывались под внешним управлением, становились ареной для сражений между армиями во время Второй мировой.
У самого берега Турции находится остров Кастелоризон, он же Мейисти. А рядом с ним ещё один, необитаемый, скорее не остров, а необитаемая скала. Формой он напоминает букву греческого алфавита, отсюда и название — Ро. Ещё в эллинистический период греки поставили там дозорную башню. А в 1788 году у берега Ро останавливался со своей флотилией Ламброс Кацонис, греческий корсар на русской службе. Этим до 20 века история маленького острова и исчерпывалась…
Додеканес — дословно «двенадцать островов» — так называется группа хаотично разбросанных островов в южной части Эгейского моря. Кастелоризон находится дальше всех, до ближайшего греческого острова, Родоса, добираться долго. Куда дольше, чем до турецкого берега. С острова Ро видно же только Кастелоризон и всё тот же турецкий берег. Да и смотреть особенно некому — остров долгие годы был необитаем.
В 1913 году население Кастелоризона восстало и свергло турецкую администрацию. Но уже через два года у острова были другие оккупационные власти. Франция и Великобритания, недовольные прогерманским курсом, который собиралась взять Греция, оккупировали часть островов. С 1920 года на Кастелоризоне ходили французские колониальные марки с надпечаткой. А через год остров по условиям Севрского договора перешёл к Италии.
Название острова переделали на итальянский манер — Кастельроссо. Бедствия преследовали жителей всё время: то разрушительное землетрясение, то война. В 1941 году британцы высадились на острове, но затем ретировались под напором итальянцев. А в 1943 году остров подвергся немецкой бомбардировке. Почти все жители покинули Кастелоризон и до конца войны жили в лагерях беженцев в Палестине. Почти, но не все.
Деспина Ахладиоту переселилась на необитаемый остров Ро. С ней поехал муж, её пожилая мать и несколько коз. Однажды Деспина подняла греческий флаг, и с тех пор поднимала его каждое утро. Через несколько лет умерла её мать, затем муж. Деспина похоронила их на Кастелоризоне и вернулась обратно на Ро. О Деспине знали только жители большого острова, её отшельничество считали милым чудачеством. Пока не начался новый политический кризис.
В 1974 году на Кипре произошёл переворот. Сразу после этого турецкая армия вторглась на север Кипра и оккупировала половину острова. Греческий флаг, который каждое утро поднимала Деспина Ахладиоту в прямой видимости турецкой береговой охраны, обрёл новый смысл. Про пожилую патриотку стали писать газеты, которые и дали ей звучное имя: хозяйка острова Ро.
В 1975 году Деспина заболела и попала в больницу. Остров остался без присмотра. Этим воспользовался турецкий журналист, который, по всей видимости, до тех пор боялся конфликта с 84-летней гречанкой. Он доплыл на катере до Ро и установил там турецкий флаг. Но вскоре Деспина вернулась, вернула на место греческий флаг, а у берегов Ро начал дежурить военный корабль. С тех пор она окончательно стала легендой, не меньшей, чем величайшие борцы за свободу Греции.
До своего столетия хозяйка острова Ро не дожила совсем немного. Деспину Ахладиоту похоронили на этом крошечном клочке земли, где она прожила 40 лет. Греческим детям рассказывают про неё в школе. А каждое утро небольшой гарнизон, расквартированный на острове Ро, поднимает флаг Греции.