Колыбель персидского народа
Примерно в 3-м веке в Парфянской империи начался мучительный процесс угасания. Постоянные войны с римлянами, а также многочисленные внутренние проблемы медленно превращали некогда великое государство в колосса на глиняных ногах. Постепенно правящая династия Аршакидов лишилась власти, империя стала лоскутным одеялом, трещавшим по швам. Место монолитного государства заняла конфедерация различных царств, которые либо условно подчинялись Аршакидам, либо не подчинялись вовсе. Государство не могло более конкурировать с Римской империей — парфяне отдали противникам часть территорий в Междуречье.
Однако в провинции Парс на юго-западе Ирана зародилась надежда на спасение. Вообще, Парс являлся колыбелью персидского народа. Именно эта провинция была родиной Ахеменидов. И теперь, спустя столетия, в Парсе появилась новая династия. Её родоначальником являлся Сасан — человек, занимавший высокое положение в обществе и принадлежавший к правящей в Парсе династии. Он был жрецом, магом храма богини Анахиты. Важную роль в возвышении Сасанидов сыграл его внук Ардашир, который сумел объединить под своей властью всю провинцию.
[Сборник: Персия]
Одолев всех политических противников, Ардашир принялся расширять границы владений. В апреле 224 года он разбил парфянское войско, возглавляемое Артабаном V. Затем подчинил несколько десятков мелких царьков. Территория Сасанидской державы значительно расширилась. Столица была перенесена из Парса на запад, в город Ктесифон. Связано это было, в первую очередь, с политическими и экономическими задачами державы. Именно земли древнего Междуречья стали связующим звеном между многочисленным государствами, окружавшими Персию.
Ардашир, приняв титул шахиншаха, продолжил экспансию. Он подчинил территории Мидии, Атропатены, часть Армении, а также земли, расположенные на востоке и северо-востоке от Персии. Параллельно возобновились боевые действия с Римской империей. Ни одна из сторон не могла добиться успеха в противостоянии. Война завершилась мирным договором в 232 году.
Борьба с римлянами
В последующие десятилетия сасанидские правители расширяли границы своих владений, подавляли мятежи, решали внутренние проблемы. В 258 году персы и римляне вновь начали войну. Для европейцев она обернулась катастрофой. Сасанидский правитель Шапур I разбил войска противника, захватив в плен императора Валериана. Последний вскоре скончался. Римские пленники использовались для возведения оросительной системы на реке Карун.
После смерти Шапура в царстве начался кризис. Этим обстоятельством попытались воспользоваться римляне. В 280-х годах началась новая война. Впрочем, в очередной раз ни одна из сторон добиться желаемого результата не смогла — противостояние переросло в затяжной конфликт на истощение. К тому же, обе великие империи терзали различные племена, на усмирение которых и Риму, и Ктесифону приходилось тратить силы.
Наверное, одним из самых «неудобных» противников для Сасанидов стали арабы, которых персы считали дикими варварами. Они часто совершали набеги из глубины Аравийского полуострова, грабили приграничные поселения. В начале 4-го века Шапур II совершил карательный поход против арабов. Он сумел разгромить давнего противника. Многие арабские селения были уничтожены вместе с жителями, не пощадили персы и пленных. Все были казнены. Но многие арабы ушли в глубь пустынь, поэтому угроза сохранилась. Затем Шапур II начал кампанию против христиан, проживавших в его владениях. Этим же занимались и последующие правители. Опасаясь расправы, часть христианского населения бежала в римские земли.
В 395 году Римская империя раскололась на Западную и Восточную. Противостояние держав продолжилось. Только теперь во главу угла был поставлен религиозный вопрос. Сасаниды потребовали у императора Феодосия II выдачи всех беглецов. Тот отказался. После этого по всей Персии начались преследования римских торговцев. Последовала новая война. Она завершилась очередной «ничьёй» в 422 году. Однако римлянам удалось договориться с персами по поводу религии — христианство было «легализовано» в Персии.
В начале правления Хосрова II страна погрузилась в междоусобную войну. Царю бросил вызов военачальник Бахрам Чубин. Поначалу удача сопутствовала мятежнику, он одержал несколько уверенных побед, чем укрепил свои претензии на трон. Хосров II находился на краю пропасти. В отчаянии он обратился за помощью к своим извечным врагам — римлянам. Император Восточной Римской империи Маврикий оказал помощь персидскому правителю. Не бесплатно, конечно. Он предоставил Хосрову войско, а взамен забрал часть Армении, Иберии, несколько городов в Междуречье и почти полторы тонны золота. Высокая цена за армию, но выбора у шахиншаха не было.
Военачальник Нарсе разбил Бахрама Чубина в битве при городе Ганзак. Мятежник выжил и сбежал. Хосров II же не только выполнил данное византийцам обещание и полностью рассчитался с Маврикием, но также начал активно покровительствовать христианам. Никаких гонений больше не было. Наоборот, христиане стали получать придворные должности, а по всей огромной стране строили церкви. При этом сохранялся запрет на смену религии: за переход из зороастризма в христианство грозила смертная казнь.
При Хосрове II держава Сасанидов расцвела. Персы сумели подчинить себе южную часть Аравийского полуострова, захватив Химьяр. Под их властью оказалось и арабское государство Лахмидов, долгое время являвшееся военным союзником Сасанидов. Попытка присоединить арабские земли внутри самого Аравийского полуострова успехом не увенчалась.
Персидский триумф, обернувшийся провалом
В начале 7-го века Восточная Римская империя погрузилась в пучину междоусобных войн, к тому же её терзали многочисленные внешние враги. Константинополь вынужден был вести войну на нескольких фронтах одновременно. Шахиншах решил, что пришло время вернуть утраченные территории. Началась новая война. Персы забрали территории, отданные Маврикию по договору. Но этого Хосрову II показалось недостаточно. Его войска подчинили большую часть Малой Азии, Сирию, добрались до Иерусалима. В 616 году персы захватили Александрию Египетскую. Персы контролировали огромную территорию, сопоставимую по размерам с империей Ахеменидов. Внешне держава Сасанидов оказалась монолитом. Но расцвет очень быстро сменился угасанием.
Уже в 622 году император Восточной Римской империи Ираклий сумел заключить мирное соглашение с различными племенами, терзавшими его государство. После этого он возобновил войну с Сасанидами. Персы, которые ещё совсем недавно громили византийцев, провалились. Хосрову II пришлось отдать земли завоёванные земли. Затем персы потерпели поражение в Междуречье — дорога на Ктесифон для римлян была открыта. Но Ираклий не решился на штурм столицы и отступил. Он понимал, что силы его армии не безграничны, поэтому решил не рисковать.
Но персам был нанесён настолько мощный урон, что для экономики страны это стало последней каплей. За многочисленные и затяжные войны шахиншаха платило всё рядовое население державы. Налоги постоянно увеличивались, многие трудоспособные мужчины были мобилизованы — на полях некому было работать. Как следствие, произошло резкое сокращение урожайности, возникла угроза голода.
Хосров II, пытаясь исправить положение, собирал всё новые и новые армии. Власть на местах переключилась на военные нужды. Все деньги уходили на войска. В упадок приходили дороги, оросительные системы. Уровень жизни в государстве резко упал. Недовольство высказывала и знать.
Гордый и амбициозный Хосров II, мечтавший о славе Кира II Великого и Камбиса, утратил бразды правления. Он стал мнительным — подозревал всех приближённых, военачальников, затем переключился на христиан. Шахиншах опасался, что последние займут сторону Восточной Римской империи. Как следствие, начались гонения, казни, разрушения храмов и церквей.
Затем Хосров II решил, что его старший сын Кавад, наследник престола, тоже предатель, потому назначил преемником другого сына — Марданшаха. Этого Кавад простить не мог. Объединившись с опальными военачальниками, он поднял мятеж. Хосрова II сместили с трона и в 628 году убили. Новым шахиншахом стал Кавад. Однако губительные процессы остановить уже было невозможно.
За год до восшествия Кавада II на трон в Междуречье произошло размытие дамбы. На восстановительные работы в казне не было денег. В результате плодородные земли быстро превратились в болота. Начался голод, затем эпидемия. Дизентерия погубила и самого правителя (есть версия, что его отравили). Он умер осенью 628 года, пробыв на троне менее года.
Держава Сасанидов начала рассыпаться. Всего за четыре года на троне сменилось несколько правителей. Ситуация немного стабилизировалась с приходом к власти Йездигерда II. Ему было необходимо за короткий срок навести порядок в стране, решить ворох системных проблем, успокоить население. Многочисленные заботы не позволили новому шахиншаху увидеть главную опасность, нависшую над его империей, — арабы, принявшие к тому времени ислам, объединились в халифат и были готовые отомстить за все обиды не только римлянам, но и персам.