Три линейных корабля и двадцать картин
Паоло Веронезе большую часть жизни трудился в Венеции, создавая картины для богатейших и знатнейших жителей города. Сюжеты его работ мало чем отличались от сюжетов, к которым обращались его более именитые коллеги. Библейские мотивы, портреты заказчиков и их родственников и порой что-то из современной истории. Так, кисти Веронезе, жившего во второй половине 16-го века, принадлежит картина, посвящённая битве при Лепанто — крупнейшему сражению той эпохи. Писал венецианский мастер даже и «Тайную вечерю», из-за чего едва не угодил на костёр инквизиции.
«Брак в Кане Галилейской» художнику заказал бенедиктинский монастырь Сан-Джорджо Маджоре. Картина, рассказывающая о том, как Иисус Христос превратил воду в вино, должна была украшать трапезную. Заказ был выполнен, и следующие двести лет «Брак» провёл в трапезной. Висел бы он там, быть может, и поныне, кабы не Жан-Симон Бартельми — куда менее известный, чем Веронезе, художник.
В конце 18-го века Венеция была захвачена Францией и по мирному договору (по сути, это был акт капитуляции) обязалась выплатить огромную контрибуцию, а также передать Франции три линейных корабля и 20 картин. Да-да, во Франции всегда ценили искусство, особенно итальянское. И, разумеется, Французская Республика не могла позволить венецианцам самим отбирать картины. В город прибыла комиссия, возглавляемая Бартельми, и художник лично отобрал 20 картин, среди которых был и «Брак в Кане Галилейской» кисти Паоло Веронезе. Бартельми как тонкий знаток истории и искусства обратил внимание на то, что среди гостей Веронезе изобразил знаменитых исторических деятелей своего времени. Если присмотреться к «Браку», то можно увидеть, например, английскую королеву Марию Кровавую или даже турецкого султана Сулеймана Великолепного.
Крысы и тяжбы
Транспортировка картины из Венеции в Париж заняла почти год. Большую часть этого времени «Брак» провёл в корабельных трюмах. Случилось так, что корабельные крысы проявили к шедевру больший интерес, чем матросы. Иными словами, грызуны изрядно повредили полотно, а люди не особо следили за безопасностью бесценного груза. На реставрацию ушёл почти год, но и этого оказалось мало. В начале 19-го века картину выставили на всеобщее обозрение, но вскоре её снова передали мастерам. В период с 1802 по 1806 год «Брак» несколько раз оказывался на реставрации.
Наполеоновские войны кончились, император был сослан на остров Святой Елены, а страны-победительницы принялись перекраивать Европу на свой вкус. По условиям Венского конгресса, Венеция попала в зону интересов Австрии, которая потребовала от Франции немедленного возврата «Брака» на родину. Её предполагалось вернуть не просто городу, но даже и самому монастырю Сан-Джорджо Маджоре.
Переговоры продолжались несколько месяцев, и в итоге Австрия согласилась получить от Франции 20 любых картин, а не именно тех, которые были отобраны для Лувра комиссией Бартельми. Вместо «Брака» в Венецию отправилась картина «Праздник в доме Симона» работы Шарля Ле Брюна, французского живописца 16-го века. Любопытно, что среди работ Веронезе тоже есть полотно на сюжет о празднестве в доме Симона Фарисея.
Эвакуации
Большинство картин из коллекции Лувра пережили на своём веку три эвакуации. Во время Франко-прусской войны, а затем ещё двух мировых войн. При Наполеоне III Лувр был одновременно и музеем, и резиденцией правителя. Император имел грандиозные планы по реконструкции дворца, и его архитекторы начинают строительство нескольких новых помещений, в том числе Зала законодательных собраний.
Эпоха Наполеона III, последнего императора Франции, завершилась катастрофической для страны Франко-прусской войной. Вскоре после разгрома французских войск и пленения монарха, когда германские войска двигались к Парижу, а в самой столице кипело восстание, смотрители луврской коллекции приняли решение об эвакуации картин. «Брак» был отправлен в Брест и почти год пролежал в тамошнем арсенале, что не лучшим образом сказалось на полотне.
В Париж оно вернулось уже в 1871 году. Следующие 70 лет картина не покидала стен Лувра. Во время Первой мировой её, единственную из всей коллекции полотен эпохи Возрождения, оставили в Париже. А вот Вторую мировую «Брак» пережидал в Монтобане. В Лувр её вернули в 1942-м, ещё при немецкой оккупации. И определили в тот самый Зал законодательных собраний, построенный по приказу Наполеона III. Теперь это 711-й зал Лувра, и здесь выставлены лучшие произведения итальянской живописи.
Так «Брак в Кане Галилейской» занял то место, на котором находится и теперь. Место ужасно невыгодное. Полотно Веронезе висит ровно напротив «Моны Лизы». Именно поэтому «Брак» и является той самой картиной, к которой, по статистике, чаще всего поворачиваются спиной посетители Лувра.