Приключения итальянского гангстера в США
Как и многие другие «деятели» криминального мира США прошлого столетия, Фрэнк Костелло являлся итальянцем. Он родился 26 января 1891 года в Калабрии. Жизнь в Италии в те времена была трудной, поэтому многочисленная армия уроженцев Апеннинского полуострова отправилась в поисках лучшей доли за океан. Среди них был и отец Костелло. Он обосновался в Восточном Гарлеме (Нью-Йорк) и открыл там продуктовую лавку. А спустя несколько лет к нему перебралась и вся семья.
Франческо Кастилья (такое имя при рождении получил будущий мафиози) во всём старался подражать своему старшему брату — Эдварду. И последовал его примеру, когда тот примкнул к криминальному миру. Поскольку Франческо на тот момент был ещё ребёнком, то и преступления совершал мелкие. В 13 лет он сменил имя на Фрэнк и стал уже полноценным членом банды подростков. А в 1908 году парень впервые попал за решётку.
Затем его ещё несколько раз арестовывали, но Фрэнк быстро возвращался на свободу. Только в 1918 году полиции удалось «закрыть» бандита почти на 10 месяцев за незаконное ношение оружия. Костелло сделал соответствующие выводы и с тех пор никогда не брал с собой огнестрел.
Изначально Фрэнк работал в преступной семье Морено, где и познакомился с Лаки Лучано — ещё одним молодым, умным и амбициозным гангстером. Итальянцы быстро сдружились и стали компаньонами. Они совместно проворачивали ограбления и занимались рэкетом. Правда, Костелло никогда не связывался с наркотиками, а вот его подельник Лучано не брезговал и этой статьёй доходов.
В 1922 году итальянцы примкнули к влиятельной банде Джузеппе Массерии, который являлся одним из главных боссов итальянской мафии. И под его прикрытием приняли участие в бутлегерстве. Костелло, выделявшийся удивительным навыком ведения переговоров, быстро сумел занять лидирующие позиции. Он наладил связи с полицейскими, бизнесменами, судьями, чиновниками и даже высокопоставленными политиками. Например, Фрэнк активно сотрудничал с Джозефом Кеннеди — влиятельным бизнесменом и политическим деятелем, отцом будущего 35-го президента США Джона Кеннеди. Благодаря поддержке могущественных партнёров Костелло мог безбоязненно проворачивать свои дела. И это, естественно, только укрепило авторитет гангстера, которого прозвали «премьер-министром преступного мира».
В начале 1930-х годов жизнь гангстеров начала меняться. Сухой закон, который принёс бандитам колоссальные деньги, вскружил им головы. Среди итальянских мафиози началась борьба за власть. А главными противниками стали Массерия и Маранцано, которые схлестнулись за титул capo di tutti capi («босса всех боссов»). Костелло не мог остаться в стороне от противостояния, получившего название «Кастелламмарская война». Сначала он вместе с Лучано поддерживал Массерию, но затем они переметнулись к его конкуренту. Маранцано победил. Однако его правление длилось лишь несколько месяцев. Мафиози был убит Лучано, а привычный для гангстеров порядок рухнул.
Началась новая эра криминального мира.
Вместо алкоголя — игровые автоматы
Когда сухой закон в США был отменён, Костелло переключился на игорный бизнес, последовав примеру своего друга — гангстера Меера Лански. Фрэнк развивал дело непосредственно в Нью-Йорке, где ему принадлежало более 20 тыс. игровых автоматов. А Лански же предпочёл «возделывать» благодатные земли Кубы.
Деньги текли рекой. Этот бизнес оказался не менее прибыльным, чем бутлегерство. В 1934 году Фрэнк, наверное, впервые не смог решить проблему дипломатическим путём. Мэр Нью-Йорка отказался с ним сотрудничать и потребовал убрать все игровые автоматы. Костелло подчинился. А затем встретился с губернатором Луизианы и предложил ему 10% от прибыли с автоматов. Чиновник согласился.
Несмотря на то, что именно Костелло был главным «трудягой» мафии и приносил ей больше всех денег, он не являлся лидером. Главным был Лаки Лучано. Но у него начались проблемы с полицией. В 1936 году итальянца посадили в тюрьму. Его место занял Вито Дженовезе. Спустя всего год ему пришлось сбежать из США, чтобы не оказаться за решёткой из-за обвинения в убийстве. И только после этого боссом стал Костелло.
Фрэнк старательно позиционировал себя как успешного бизнесмена. Официально ему принадлежали самые разнообразные компании: от мясных магазинов до поставщиков корма на птичьи фермы. Кроме того, Костелло всячески старался избегать кровопролития. Он считал, что в современном мире всегда можно договориться, да и денег хватит всем. Лучано и Дженовезе были не столь миролюбивы и не разделяли его взглядов. Но сделать ничего не могли. После окончания Второй мировой войны Лучано отпустили на свободу, но заставили покинуть США. Ни о каком влиянии уже речи не шло. Другое дело — Дженовезе. В конце 1940-х гг. он вернулся в США и принялся восстанавливать утраченные позиции.
Началось новое противостояние. Объявить войну Фрэнку Дженовезе не мог, у него просто не хватало ресурсов. Поэтому он стал ждать ошибки противника. И дождался.
В начале 1950-х гг. Сенат США развернул масштабное расследование деятельности многочисленных банд, вошедшее в историю под названием «Слушания Кефовера». Всё это было преподнесено как полноценное шоу, транслируемое по телевидению. В зале суда собирались судьи, прокуроры, адвокаты и преступники всех мастей. Конечно, многие гангстеры отказались от участия в слушаниях, а вот Костелло согласился. Он был уверен, что его власти и влияния будет достаточно, чтобы сохранить репутацию и статус. Но мафиози ошибся. На слушаниях его выставили не как бизнесмена, а как лидера всего криминального мира США. А на провокационные вопросы он отвечал максимально неумело. Это привело к повышенному интересу к его персоне. Другие боссы, конечно, были очень недовольны. Авторитет Костелло сильно пошатнулся. А в 1952-м Фрэнка посадили в тюрьму на полтора года, обвинив его в неуважении к Сенату во время слушаний.
Едва он оказался на свободе, как получил новый срок. Теперь уже за неуплату налогов. И только в 1957 году его освободили. Тогда-то Дженовезе и нанёс удар. На Костелло было совершено покушение. Он выжил, но понял, что его время прошло. Фрэнк знал киллера и того, кто его нанял, однако полиции ничего не рассказал. Вместо этого мафиози уступил должность босса Вито Дженовезе, а сам вышел на «пенсию».
У него остались игровые автоматы, приносившие солидный доход, поэтому свой век Костелло доживал сначала в роскошном пентхаузе, а затем в личном поместье. «Премьер-министр преступного мира» умер в 1973 году от инфаркта.