Зарождение Сингапура
Торговое поселение, окружённое густым, влажным тропическим лесом, появилось на месте современного города ещё в 12-м веке. Тогда на острове, удобно расположенном в Малаккском проливе, встречались купцы из Поднебесной и Индии. Его выгодное расположение позже оценит Британская империя. На Средние века пришёлся расцвет города, в 17-м веке он был разрушен в ходе португальской колонизации. Через два века, когда в регионе появились британцы, в устье реки Сингапур оставалось лишь несколько рыбацких деревень.
Соперничество пришедших на смену португальцам голландцев и британцев подтолкнуло последних к созданию опорного пункта в Юго-Восточной Азии. В 1819 году экспедицию возглавил Стэмфорд Раффлз, считающийся сегодня отцом-основателем города. Колониальный чиновник договорился с местными племенами об аренде земель, со временем оставив аборигенам только некоторое подобие самоуправления.
Условия, в которых начала развиваться фактория, были не самыми привычными для европейца того времени: тропическая влажность и духота, малярия, хищные дикие животные и не менее опасные насекомые и рептилии. Однако поселение вокруг форта постепенно развивалось: в середине 19-го века был построен дворец генерал-губернатора и роскошный отель, возведены торговые конторы. Имперская администрация нуждалась в дешёвой рабочей силе, потому активно привлекала индусов, малайцев и китайцев заселять Сингапур. Так сложились национальные коммуны, среди которых особенно выделялась китайская. Свою экономическую мощь она приобрела во время Опиумных войн, открывших Китай рынкам Европы.
После открытия Суэцкого канала торговый оборот Сингапура вырос. Не последней статьёй дохода колониальных властей были проценты от торговли опиумом. Справиться с этой проблемой, которая косила население города, удалось только в 1920-е годы. По мере роста влияния Британской империи в регионе, росло и значение Сингапура. В начале 20-го века его соединили железной дорогой с владениями империи на материке. Город стал перевалочным пунктом для путешественников, торговцев и военных. И сегодня один из крупнейших и красивейших аэропортов мира является важным транспортным узлом Азии, а власти страны позволяют иностранцам гостить в Сингапуре без визы три дня.
Во время Второй мировой войны Япония провела здесь одну из самых успешных операций против союзников: в 1942 году британская военно-морская база сдалась после недели боёв. Символ Запада в Юго-Восточной Азии пал. До 1945 года Сингапур находился под японской оккупацией. Через 14 лет, в ходе крушения колониальной системы, Сингапур получил независимость, а Лин Куан Ю стал его первым премьер-министром.
Ли Куан Ю и «сингапурское чудо»
Выпускник Кембриджа в области экономики и права, Ли Куан Ю провёл молодость в Великобритании, где сформировались его представления о политике и экономике. Свои идеи он впоследствии реализовал в Сингапуре, куда вернулся в 1949 году.
Опасения, связанные с возможным приходом к власти коммунистов, подтолкнули Ли Куан Ю к вступлению Сингапура в 1963 году в Малайскую федерацию. Внутри города-государства велась борьба с коммунистами, оказывавшими сильное влияние на страны третьего мира в регионе. Сингапур оставался в фарватере британской политики, а потому выбор идеологии времён Холодной войны был очевиден. Однако уже к 1965 году разногласия между Сингапуром и Малайзией привели к тому, что остров был исключён из состава федерации. Так Сингапур обрёл независимость.
Новое государство столкнулось с множеством проблем: агрессивная политика Индонезии и Малайзии, угрожавшая суверенитету страны, высокий уровень безработицы, внутренние национальные и религиозные конфронтации, отсутствие армии и ресурсов, даже пресной воды. Эта проблема до конца не решена по сей день: часть питьевой воды Сингапур покупает у соседней Малайзии, другую часть получает через очистку собственных сточных вод, третью — самую меньшую — через энергозатратное опреснение.
К 1976 году правящей партией была разработана программа создания собственных вооружённых сил, реализованная с нуля в довольно короткий срок при помощи израильских специалистов. Когда вопрос безопасности был решён, Ли Куан Ю приступил к экономическим и социальным преобразованиям. Страна сосредоточила усилия на привлечении инвестиций. Местные чиновники выполняли роль менеджеров, предлагая инвестором принять участие в судьбе зарождающегося государства-корпорации. К слову, сегодня сингапурские чиновники имеют одни из самых высоких официальных зарплат в мире, сравнимые с доходами топ-менеджеров государственных корпораций.
Уже в 1970-е годы объём вложенного западными странами капитала позволил Сингапуру побороть высокий уровень безработицы и провести широкую индустриализацию. Основными инвесторами стали американские корпорации, укреплявшие позиции США в Азии. В это же время власти города вкладывали деньги в развитие туризма.
Западные инвесторы, высоко оценившие низкие налоговые ставки, невысокую оплату качественно выполненной работы, инвестировали всё новые средства в различные отрасли промышленности Сингапура. Выгодное положение города в очередной раз пошло ему на пользу: нефтедобывающие компании учреждали в городе свои филиалы, по сей день обслуживающие страны Тихого океана. К началу 1990-х годов Сингапур стал третьим мировым и первым в Азии центром торговли и переработки нефти. Международные компании при поддержке местной власти открывали собственные центры обучения специалистов в Сингапуре, что позволило городу взрастить квалифицированные кадры.
В рамках социальной политики были созданы системы образования и социальной защиты, различные государственные фонды благосостояния, возводилось новое жильё. В то время как иностранные компании инвестировали в Сингапур, государство инвестировало в своих граждан.
Азиатский тигр
Бурный экономический рост Сингапура привёл к созданию собственной фондовой биржи, занявшей место важнейшей в регионе и одной из крупнейших в мире. Низкий налог для нерезидентов продолжал привлекать деньги в страну, в то время как граждане Сингапура продолжали богатеть.
Сам город за время правления Ли Куан Ю заметно преобразился: были снесены ветхие постройки старой торговой фактории, росли башни небоскрёбов, занятые корпорациями, построен аэропорт Чанги, стабильно занимающий первые позиции в рейтинге лучших воздушных гаваней мира. Но главные и, пожалуй, самые заметные изменения коснулись внешнего вида города, его инфраструктуры и образа жизни горожан.
В 1960-х годах город был очищен от уличных торговцев и коров, которые паслись в самом центре. К 1970-м здесь остались только легальные такси; масштабно и активно проходило озеленение, осушались болота, вычищались каналы и стоки. Задачей Ли Куан Ю было создание города-сада, разительно отличающегося от соседних азиатских столиц. Не в последнюю очередь улучшения делались для привлечения иностранного капитала и туристов.
Реку Сингапур, традиционно запруженную лодками, очистили, обрамили набережными, прогулочными зонами и садами, а вместо гнилых шлюпок по реке стали ходить электро-катера. Был закуплен песок в Индонезии, в островном городе появились собственные пляжи.
Жители Сингапура переселялись из трущоб в современное комфортабельное жильё, однако их бытовые привычки оставались прежними. Например, плевание. Ли Куан Ю провёл широкую информационную программу, в которой сообщалось о значительной роли плевков в распространении туберкулёза. Программа сработала. Тогда премьер-министр решил заняться искоренением других вредных привычек горожан.
Многие из инициатив правительства возымели успех отчасти потому, что власти ввели высокие штрафы за порчу городского имущества, к которому относились как зелёные газоны, так и чистые бульвары.
Важной инициативой стала борьба с курением. Проводились различные антитабачные кампании, вводились высокие штрафы за курение в неположенных местах. Более радикальной стала борьба с употреблением жевательной резинки: в 1992 году она была полностью запрещена.
Запреты, относящиеся к частной жизни граждан, часто критикуются западным обществом. На этот счёт Ли Куан Ю чётко сформировал свою позицию в интервью 1987 года: «Меня критикуют за вмешательство в частную жизнь граждан. Это справедливо, но без этого мы бы не достигли того, что нам удалось. Я ни о чём не сожалею — мы бы не смогли обеспечить экономический прогресс, если бы не занимались очень личными вопросами: кто ваши соседи, как вы живёте, шумите вы или нет, плюетесь или нет, на каких языках общаетесь. Это мы решаем, что правильно, а до мнения граждан нам нет никакого дела».
Одним из признаков авторитарного правления правящей партии Сингапура можно также считать ограничение роли иностранных СМИ. По мнению Ли Куан Ю, информационные технологии и развитие интернета позволили западным СМИ влиять на сингапурскую интеллигенцию и пропагандировать свои ценности, в то время как голос сингапурского правительства перестал быть слышен. Благодаря ограничениям информации, по мнению премьера, Сингапур сохранит свою внутреннюю стабильность и главенствующее положение партии в обществе, благодаря которой государство добилось процветания.
Сегодня должность премьер-министра Сингапура занимает старший сын Ли Куан Ю Ли Сяньлун, а власть по-прежнему находится в руках партии, созданной его отцом. Сингапур остаётся ведущей экономической силой в регионе, индекс коррупции в стране крайне низкий, а уровень жизни граждан, как и поток туристов, желающих воочию увидеть город-сад будущего, растёт.