Мост Риальто
Построенный к 1591 году и заменивший череду недолговечных деревянных мостов Риальто стал не просто первым надёжным каменным переходом через Большой канал — главную «улицу» Венеции. Он соединил наиболее оживлённые части города, где располагались рынки, монетный двор, большие храмы, и сам стал первым торговым центром в истории Нового времени в Европе: на нём располагались 24 магазина в два ряда с навесами от жары и непогоды.
Совет дожей
Управлял Венецианской республикой дож, его догат длился с момента избрания и до самой смерти. Ему помогали ближайшие советники, а также Большой совет — в него входили мужчины старше 25 лет, происходившие из семей венецианских патрициев. Их считали опорой республики и стражами закона.
На картине из музея Коррера дож, окружённый Советом десяти, благодарит Большой совет за поддержку. Облачённые в одинаковые мантии, чиновники кажутся деталями слаженно работающего механизма, который поддерживает величие Венеции.
Полотно повторяет композицию картины одного из ведущих венецианских живописцев 18-го века Франческо Гварди, которая входила в серию полотен, запечатлевших торжества 1763 года в честь выборов 118-го дожа Венеции Альвизе IV Джованни Мочениго. Гварди написал эту серию между 1775 и 1780 годами. За основу он взял гравюры Джамбаттисты Брустолона, выполненные после 1766 года по рисункам Каналетто.
Буранское кружево и мурановское стекло
Мартино да Канале на страницах своей Венецианской хроники писал: «Венеция, ныне самый прекрасный и приятнейший город во всём мире, полна прелести и всяких чудесных вещей. Товары текут через этот благородный город, как вода через фонтаны». Венецианские купцы привозили со всего света диковинные товары и предметы роскоши, а местные мастерские славились на весь мир кружевом с острова Бурано и стеклом и зеркалами с острова Мурано.
Для венецианского декоративно-прикладного искусства 18-го века характерен интерес к иллюзиям и «обманкам» — всепроникающая сила карнавала захватывала даже предметы быта. Изделия из стекла, имитирующие дорогие чаши, которые на Востоке вырезали из полудрагоценных камней, также были не дёшевы, но их могла позволить себе более широкая знатная публика.
Муранские стекольщики первыми стали «выдувать» зеркала в 14-м веке и всё время совершенствовали свои приёмы. Стоили венецианские зеркала очень дорого. Лишь короли и знатные вельможи могли заказывать их для своих дворцов.
Венецианский бал
Приготовления знатной венецианки к балу — один из сюжетов, которые широко тиражировались Пьетро Лонги и художниками его круга. Заказчиков и покупателей привлекали чувственный мотив этих сцен в будуаре и обилие занимательных деталей. Многочисленные слуги и домашние окружают меланхоличную красавицу, которая в ожидании, когда её прическа будет готова, тянется за чашечкой кофе — модного дорогого напитка.
Обувь венецианок
В конце 16-го века улочки Венеции ещё не были вымощены, и венецианки, чтобы не мести подолом уличную грязь и не искупать юбки в мутных водах аква альты (прим. высокой воды), использовали деревянные сабо — дзокколи (буквально — «копыта») и подставки под пятки— кальканьетти. Однако уже к 18-му веку мода изменилась, и женщины облачились в изящные туфли из яловой кожи с резными пряжками.
Карнавальные маски
Ларва (от лат. larva, «личина», «маска») — простая карнавальная маска белого или чёрного цвета, разновидность маски бауты. Ларва входила в венецианский маскарадный костюм, который состоял также из плаща табарро, треуголки и шёлкового или кружевного капюшона дзендале, закрывающего часть головы, не покрытую маской. Такой костюм можно было носить не только в дни карнавала, но и в день святого Марка, в праздник Вознесения, а также в период избрания дожа, когда другие маски носить было нельзя.
Автор — Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения.