Закат Римской империи
476 год н. э. — конец античной истории, начало Средних веков. Эту дату историки условно выбрали водоразделом двух великих эпох. Однако, в сущности, события этого года лишь символически покончили с империей, которая распадалась несколько десятилетий до того и ещё довольно долго после. В 476 году один узурпатор варварского происхождения сменил другого, чтобы править обнищавшей страной, которая даже теперь оставалась мечтой варваров. В Италии воцарился Одоакр.
Он пришёл в Рим из Норика в 470 году — сын Эдекона, занимавшего видное место при дворе легендарного Аттилы Гунна. Неизвестно, какого Одоакр был племени — «природный унн», а может, и даже скорее, германец — руг, тюринг или скир. Он оказался одним из очень многих, кого императоры западной части Римской империи (давно разделённой) вербовали на военную службу. Лишь римлян всё меньше становилось в войсках.
Военное положение безнадёжно и неотвратимо становилось катастрофическим. К середине 5-го века н. э. Западная империя утратила почти все провинции под натиском германцев — Британию, Юго-Западную и Юго-Восточную Галлию, богатую Северную Африку, практически всю Испанию. Казна стремительно опустела, борьба за власть лишь ухудшала положение. Без денег наёмники не повинуются, и их наниматели становятся заложниками.
Одоакр служил Юлию Непоту, который сверг Глицерия. Как и низложенный им, Непот правил недолго (474−475 гг.) — его самого низложил Флавий Орест, его полководец (магистр армии) и начальник варваров. Кто императора охраняет, тот его и танцует… Изменник просто подошёл с войсками под стены Равенны, фактической столицы империи, и вынудил Непота бежать в Далмацию, где того и убили впоследствии. Однако Орест не успел ещё укрепиться на троне, лишь назначил своего сына Ромула Августула императором и наследником, как его самого убил Одоакр.
Одоакр, служивший в армии, доставшейся Оресту, стал за несколько лет популярным вождём и признанным слугой (Непот даже даровал ему титул патриция). Однако верность варвара менялась так же быстро, как менялись императоры в последние годы империи. Его амбиции, отвага и чутьё подсказали, что нет смысла подавлять бунты солдат, набранных из разных племён и составлявших единственную серьёзную военную силу в Италии. Войска требовали денег, которых не было, — договориться с ними не смог бы никто. Вместо звонких монет воины требовали доходной итальянской земли, вилл и поместий близ Равенны в ущерб интересам романской знати и самого правителя.
А патриций Орест — хоть он и узурпатор, но всё же не варвар и не дурак. Он не желал стать ничтожной марионеткой и отверг эти условия. Но за ним не стояли войска. После этого Одоакр, которому долг предписывал успокоить непокорных, возглавил их. Ореста вождь варваров пленил и казнил, затем убил и его брата Павла, а Ромула Августула сослал на виллу в Кампании (уже хорошо, что не убил и подростка!).
Так у Италии появился первый варварский король. Классик историографии английский историк Эдуард Гиббон с грустью констатировал: те, кто в Риме некогда оказались как рабы, стали слугами, затем союзниками, и наконец, правителями — римлян, а точнее, «выродившихся потомков» повелителей мира.
Король-варвар
Чтобы укрепить своё положение, Одоакр поспешил прийти к соглашению с восточным императором Зеноном и отправил к нему послов, а также императорские одежды. Его послание звучало очень просто — Одоакр не берёт на себя императорский статус, а соглашается стать наместником Запада под формальной властью Константинополя. Империи достаточно одного властителя, сообщал вождь варваров. Зенон не согласился на это прямо, но фактически признал реальную власть Одоакра, ибо его ресурсов для восстановления законности и порядка в Италии просто не хватило бы.
Свою власть внутри Италии Одоакр обеспечил двумя основными способами. Во-первых, он раздал воинам желанные земли — точнее, треть итальянских земель. При этом, судя по всему, он смог отдать преимущественно казённые поместья и избежал конфискаций вилл у римлян (по крайней мере, масштабных).
Во-вторых, хотя Одоакр и отказался от бесполезного и опасного титула императора, он сохранил многие римские порядки и даже возродил некоторые в угоду романскому населению. Спустя семь лет воцарения он восстановил должность консула (но сам назначал их). При нём работал сенат, пусть и абсолютно лояльный — раздачами земель, например, руководил сенатор Либерий; сенаторы принимали у Ромула «отречение» от власти. Работали и римские чиновники, и гражданские учреждения, действовали имперские законы. Ещё не настолько серьёзный оборот принял раскол между римлянами и варварами, как в 6-м в.
Благодаря ловкости Одоакра ему удалось продержаться во власти почти два десятилетия. Под его контролем были Италия, Сицилия, часть Галлии и Норика. Однако бедность покорённой страны и амбиции других германских вождей погубили короля. Во время очередных междоусобиц в 489 г. в Италию пришёл король остготов Теодорих. Сильный вождь планировал сначала взять Константинополь, но хитростью Зенон направил его на Запад (император ещё помнил древнее правило divide et impera — «разделяй и властвуй»). Теодорих в нескольких битвах разбил воинов Одоакра, а затем запер его в последнем оплоте.
Осада длилась долго. Почти три года держался Одоакр в Равенне, а Теодорих стоял под стенами крепости. В конце концов, король остготов решил, что уже ждал достаточно, и пошёл на вероломный ход. Он пригласил Одоакра на переговоры — помириться и поделить власть, и тот на свою беду согласился. Во время совместного пира Теодорих выхватил меч и, по легенде, одним сокрушительным ударом разрубил тело Одоакра от шеи до поясницы, а после унизил поверженного ещё и словом: «У этого несчастного не было в теле костей!».
Брата, сына и жену Одоакра постигла та же участь. Воистину, начались «тёмные века».