В 1809 году началась новая страница в истории финских земель. После многовекового владычества Швеции, уже постепенно отказывавшейся от своих великодержавных амбиций, на лесистые территории Суоми пришли новые хозяева.
Это было не первое посещение русскими Финляндии. Сначала активно туда проникали новгородские купцы, торгуя с местным населением и пытаясь наставить их на путь ортодоксального христианства. Затем, уже при энергичном Петре I, русские полки очистили Суоми от финских гарнизонов. Однако о присоединении в пылу Великой Северной войны даже и не думали. Финляндия стала разменной картой на мирных переговорах, призванная выторговать побольше. Простые люди запомнили эти времена как «Великое Лихолетье» — много боли принесла война местному населению.
Шведская Финляндия: От Екатерины II до Александра I
Первые идеи о возможном присоединении Суоми появились во время правления просвещённой императрицы Екатерины Великой. Часть финских офицеров, недовольных абсолютистской политикой шведского короля Густава III, в 1788 году готовила заговор против своего правителя. Некоторые из них рассматривали возможность отделения Финляндии от Швеции и присоединения к России на условиях автономии. Екатерина, узнав об этом проекте, ответила не него очень уклончиво — наверное, родственные чувства к шведскому двоюродному брату брали верх. В результате проект не был реализован, а русско-шведская война окончилась принятием статус-кво.
В 1807 году в результате переговоров между Наполеоном и Александром I в Тильзите было достигнуто соглашение о «разделении сфера влияния». Наполеон предоставлял России свободу рук в шведском вопросе. Главное — чтобы Швеция присоединилась к континентальной блокаде. Приятным бонусом к решению этой проблемы прилагалась Финляндия.
В результате военных действий 17 сентября 1809 года был заключён Фридрихсгамский мирный договор, согласно которому Швеция признавала присоединение Финляндии к России.
Управление Финляндией в первой половине 19-го века
Новый владелец финских земель на Боргоском сейме 1809 года, собравшем представителей четырёх сословий Суоми, Александр I, пообещал местному населению сохранить те порядки, которые уже много веков бытовали на этой территории. Это касалось вопросов веры, местного самоуправления и судопроизводства. Впервые в истории Финляндии страна признавалась отдельным государством — об этом сказал сам император — правда, в зависимом от России положении.
После присоединения постепенно начала складываться система управления новыми землями. Во главе государственного аппарата стоял назначаемый Петербургом генерал-губернатор, правда, с ограниченными функциями. Фактически это должностное лицо являлось командующим всеми войсками региона.
На деле территорией управлял Сенат, формировавшийся из аристократической прослойки Финляндии, преимущественно шведской. О положении дел в княжестве императору докладывал лично особый государственный секретарь, что повышало статус этой административной единицы, наряду с Польшей.
Именно в это время начинает развиваться Гельсингфорс как политический центр княжества. Изначально небольшой городок при могучей крепости Свеаборг теперь был отстроен архитекторами по образу и подобию имперской столицы России и сосредоточил в себе все административные функции.
Великие реформы Александра II: увеличение автономии Финляндии
Если в первой половине 19-го века в своём экономическом развитии Финляндия ориентировалась на Россию, то после окончания Крымской войны ситуация поменялась. Ослабленная империя была вынуждена расширить автономию княжества, дабы не потерять лояльность финских элит.
Деятельность Александра II, его реформы государственного управления повысили активность общественной жизни в Великом княжестве. Новый сеймовый устав 1869 года открыл дорогу для формирования политических партий. Финский язык получил статус государственного. В экономическом развитии Финляндия получила большую самостоятельность. Финский лев окреп на груди русского орла.
Даже в годы правления Александра III, когда в России начались так называемые «контрреформы», сворачивавшие большинство начинаний предыдущего императора, Финляндия продолжала развиваться в духе предшествовавшего времени. Сейм получил право инициировать законодательные вопросы, развивалась система церковно-приходских школ, значительно повышавшая грамотность местного населения. В этом активно помогала государству лютеранская церковь.
Русификация Финляндии: Николай II, Бобриков и младофинны
Ситуация кардинально поменялась с воцарением Николая II. В 1899 году император назначает генерал-губернатором Великого княжества Николая Ивановича Бобрикова. Новоиспечённый наместник предоставил царю план развития Финляндии на ближайшие несколько лет. Он предполагал серьёзное ограничение автономии княжества, контроль над образованием и внедрение русского языка как государственного.
Фактически деятельность Бобрикова превращала Финляндию в очередную губернию Российской империи. Это не могло понравиться местным интеллектуалам, выросшим во времена «оттепели» Александра II. Сенат не мог сопротивляться деятельности центральных властей, поскольку в основном там заседали лояльные правительству «старофинны» и «конституционалисты».
С каждым новым решением, направленным на ликвидацию финской автономии, общество всё более и более радикализировалось. Популярность стали набирать националистические движения, например, так называемые «младофинны». Они организовывали широкомасштабные забастовки, стачки и другие акции гражданского неповиновения. Например, после распространения всеобщего воинского призыва в Финляндии на сборные пункты явилось только половина лиц, подлежащих прохождению службы.
Провал призывной кампании заставил правительство ввести особый налог на освобождение от прохождения службы, однако в то же время усилилось политическое преследование неблагонадёжных элементов. Сочувствующие младофиннам удалялись из Сената и государственных учреждений. Напряжение становилось сильнее — в результате оно вылилось в убийство генерал-губернатора Бобрикова финским националистом Эйгеном Шауманом.
Борьба за автономию
Революция 1905−1907 гг. заставила правительство пойти на уступки. Леворадикальные и националистические партии активно действовали на территории Финляндии, поэтому другого выбора у Петербурга, кроме как восстановить действие старой конституции, ограничить полномочия генерал-губернатора и отменить дискредитирующие законы, не было.
Под давлением общественности Николай II пошёл дальше простого статус-кво. Правительство реформировало финский Сейм, превратив его из сословного органа в настоящий однопалатный парламент. Кроме этого вводилось всеобщее избирательное право для всего населения Финляндии с 24 лет, это касалось и женщин. Таким образом, избирательное право для слабого пола впервые появилось в Европе в 1906 году.
Однако «золотой век» длился недолго. Уже в период премьерства П. А. Столыпина правительство в Петербурге вновь стало закручивать гайки и проводить политику русификации. Так, вновь ограничивались права сейма, фактически почти весь контроль над внутренней политикой перешёл в Петербург. Лидер младофиннов Пер Свинхувуд был арестован и сослан в Сибирь.
Наступление на автономию продолжалось вплоть до начала Первой мировой войны. Европейская бойня на время отложила решение финской проблемы, однако вновь на повестке дня она появилась во время революционных событий 1917 года. Ну, а недальновидная и жёсткая политика русификации послужила причиной симпатий молодых финнов к немцам, и, как итог, множество добровольцев уезжало воевать на Восточный фронт в составе кайзеровской армии, тогда как в русские вооружённые силы вступило всего лишь 500 добровольцев.