Октавиан Август на фоне прочих римских императоров (таких, как Калигула или Нерон) выглядит сущим ангелом. Но только на фоне. Если же убрать сравнения с откровенными параноиками на троне, то фигура отца-основателя Римской империи будет смотреться весьма неоднозначно…
«Главное — родиться в правильной семье»
Звезда светской хроники и наследница многомиллионного состояния Пэрис Хилтон как-то раз шутя объяснила, в чём секрет жизненного успеха: «Самое главное — родиться в правильной семье».
И в этом плане будущему «отцу Отечества» (римского) крайне повезло: семья у него оказалась самая что ни на есть правильная. Бабушка Октавиана Августа (по материнской линии) приходилась родной сестрой Юлию Цезарю. Это предопределило всю дальнейшую судьбу мальчика.
Успешный полководец Юлий Цезарь в один прекрасный момент (в 49 году до н. э.) захватил власть в Риме и навсегда покончил с республиканским правлением. Так юный Гай Октавий Фурин (именно такое имя получил будущий Октавиан Август при рождении) стал уже родственником не просто какого-то военачальника, пусть и влиятельного, а внучатым племянником могущественного диктатора.
Операция «Наследник»
Но Гаю Октавию повезло вдвойне. У Цезаря не было законных детей (его единственная дочь Юлия умерла ещё до захвата власти). И когда римский диктатор задумался о наследнике, то выяснилось, что ближайшим родственником императора является его внучатый племянник Гай Октавий.
Чтобы провести операцию «Наследник» более гладко, Цезарь решил сократить столь дальнее родственное расстояние и — как это часто делалось в Риме — усыновил юношу. По римской традиции усыновлённый должен был взять полное имя своего приёмного отца и добавить к нему своё имя с суффиксом -ан. Так вместо Гая Октавия Фурина на свет появился Гай Юлий Цезарь Октавиан. На момент усыновления ему было всего 19 лет.
Правда, злые языки утверждали, что своё усыновление Гай Октавий купил ценой «противоестественного (содомского) греха». Но следует оговориться, что эти обвинения исходили из лагеря республиканцев — главных врагов Цезаря и Октавиана.
Бюрократия побеждает!
Однако диктатура Цезаря продолжалась недолго. Уже в 44 году до н. э., всего через несколько месяцев после сомнительного (для многих) усыновления, Юлий Цезарь был заколот прямо на заседании сената. Началась многолетняя война за власть, в которой приняли участие и юный Октавиан, и цезарианские полководцы (самым ярким из которых был Марк Антоний), и республиканские вожди. В конце концов в финал схватки вышли двое — Октавиан и Антоний.
За Антонием был воинский опыт, слава сподвижника Цезаря и египетская царица Клеопатра — главная любовь всей его жизни. Октавиан же не был ни стратегом, ни воином (его болезненность была общеизвестна). Но он был непревзойдённым мастером интриг и кабинетной, бюрократической работы. На руку ему оказалось и то, что Антоний спутался с египтянкой. Римское общество не могло смириться с мыслью, что их императрицей может стать иностранка. В итоге бюрократия и ксенофобия победили.
Потерпев полное поражение, Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством (в 30 году до н. э). Октавиан стал единоличным правителем. «Благодарные граждане» на заседании сената не преминули объявить нового правителя «сыном Бога» (divi filius) и даровали ему дополнительное имя — Август («священный»). Трансформация Гая Октавия Фурина в императора Октавиана Августа завершилась.
Началось то, что последующие поколения римлян с восторженным придыханием назовут «веком Августа» — временем внутреннего мира и экономического благополучия.
«Не возвращаются только мёртвые»
Итак, каким же человеком был Октавиан Август? Он не был садистом. Но из политических соображений мог быть жестоким. Вот что писал Светоний: «После взятия Перузии он казнил множество пленных. Всех, кто пытался молить о пощаде, он обрывал тремя словами: «Ты должен умереть»… Когда кто-то просил не лишать его тело погребения, он отвечал: «Об этом позаботятся птицы!»»
Октавиан без колебаний приказал убить юного Цезариона — сына Юлия Цезаря и Клеопатры. По римским законам этот ребёнок считался незаконнорождённым, но Октавиан всё равно решил устранить того, в чьих жилах течёт кровь Цезаря — официального кумира новой власти. Как и якобинцы-террористы времён французской революции, Октавиан считал, что «не возвращаются только мёртвые». И что лучший способ устранить угрозу — это уничтожить её потенциального носителя.
Казнили и законного сына Марка Антония (от римлянки Фульвии). Но зато дети Антония от Клеопатры были оставлены в живых: Август не считал их опасными.
Удивительно, но этот столь безжалостный к политическим преступникам человек проявлял полное благодушие к преступникам уголовным. Любимым занятием нового государя было «вершение правосудия». Август сам председательствовал на многих уголовных процессах, где (словно булгаковский Понтий Пилат) пытался спасти приглянувшегося ему подсудимого «правильными» вопросами.
На страже «духовных скреп»
В личной жизни Август был так же противоречив, как и во всём остальном. Несмотря на слабое здоровье, он с юности вёл жизнь отнюдь не аскетическую. «Что он жил с чужими жёнами, не отрицают даже его друзья», — утверждал Светоний.
А Марк Антоний ласково попрекал Октавиана в своём письме: «С чего ты озлобился? Оттого, что я живу с царицей [Клеопатрой]? А ты как будто живёшь с одной Друзиллой? Будь мне неладно, если ты, пока читаешь это письмо, не переспал со своей Тертуллой, или Терентиллой, или Руфиллой, или Сальвией, или со всеми сразу?»
Октавиан был женат трижды. Первые две жены — Клодия и Скрибония — были ему не очень интересны как женщины. Это были сугубо политические альянсы. Но вот в Ливию Друзиллу он влюбился с первого взгляда. Она и стала его третьей женой — и единственной действительно близкой.
Правда, когда они познакомились, Ливия была замужем и на шестом месяце беременности, но Октавиан заставил мужа Ливии дать ей развод. Свадьба была сыграна немедленно.
После прихода к власти былой распутник Август превратился в строгого блюстителя морали и семейных ценностей. Возрождение расшатавшихся «духовных скреп», возвращение к «патриархальной чистоте нравов» — таков был один из основных пунктов августовской программы. Тех, кто к патриархальной чистоте возвращаться не желал, ждали суровые наказания.
В борьбе с развратом старик не пожалел даже собственную дочь Юлию. Скандальную красавицу сослали на маленький остров Пандатария. Поэта Овидия за фривольные стишки отправили ещё дальше — в городок Томы (в современной Румынии). Там классик латинской литературы и умер.
«Социальный контракт» Октавиана Августа
Август покровительствовал искусствам. Вслед за ним потянулись и приближённые вельможи: каждый хотел подражать государю. Имя одного из этих людей — Гая Мецената — даже стало нарицательным.
Рим украсился великолепными постройками. Август с гордостью говорил, что «принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным».
Но главным достижением Октавиана был своего рода «социальный контракт» между императором и римским обществом. Римляне закрыли глаза на отсутствие республиканских свобод и даже согласились терпеть точечные репрессии. Взамен властитель им обеспечивал внутреннюю стабильность.
Со смертью Октавиана (в 14 году н. э.) закончился и его золотой век. Преемники — чем дальше, тем грубее — стали нарушать тот социальный контракт, который, в общем-то, и был главной гарантией императорской власти. Закономерным итогом стал крах династии Юлиев-Клавдиев (в 68 году н. э.).
Запаса прочности созданной Августом системы власти хватило на полвека. Что, впрочем, в политике может считаться весьма солидным показателем. Так же считали и сами римляне, которые оценивали эпоху Августа как самую счастливую в истории императорского Рима…
Автор — кандидат исторических наук