Проводимые во время Великой Отечественной войны эмиссии наводнили страну большим количеством наличных денежных средств, цены на товары массового потребления выросли в несколько раз, продукты питания и промтовары распределялись среди населения по карточкам, не хватало самого необходимого. Задача восстановления страны требовала перевода экономики в мирное русло. Карточная система, сыгравшая положительную роль во время войны, после войны тормозила развитие экономики.
Отмена карточек стала одним из этапов реформы послевоенной экономики наряду с денежной реформой и снижением розничных цен на товары массового потребления.
Всего через два года после окончания войны в стране была отменена карточная система, что само по себе уже является достижением советской экономики. Кроме того, не стоит забывать об огромном психологическом значении отмены карточек, свободная продажа товаров ассоциировалась с возвратом к довоенной жизни. Вот какие цифры приводит тов. Тихонов — Начальник Управления Продторговли г. Ленинграда (Стенограмма городского актива работников системы управления продторговли города Ленинграда 29 января 1948 г.) — затраты на восстановление, расширение и ремонт торговой сети торгов Управления торговли Ленинграда и ее оснащение инвентарем и оборудованием в 1947 году составили около 30 миллионов рублей, в период предшествующий подготовке к отмене карточной системы 14 тыс. 600 чел. торговых работников торговых предприятий, из 20 тыс., непосредственно занятых в розничной торговле и общепите, через различные виды теоретической и практической учебы повысили свою деловую квалификацию. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других регионах страны. На сайте Государственного архива Мурманской области размещена статья «Военные» карточки: от введения до отмены" в которой среди прочего рассказывается о том, как в Мурманске готовились к отмене карточек «Всего по данным облторготдела с 1 июля 1947 года по 1 января 1948 года в области было открыто 60 магазинов, 38 палаток, 3 фуражных лабаза, 9 предприятий общественного питания. В торгующих организациях создавались запасы продовольственных и промышленных товаров».
Несмотря на проведенную подготовительную работу, не везде процесс перехода на новые правила торговли прошел гладко. Это хорошо иллюстрирует приказ Министра торговли РСФСР от 20 января 1948 года № 26 «О результатах проверки выполнения постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 14 декабря 1947 года в части отмены карточек на продовольственные и промышленные товары и хода открытой торговли в Тульской и Смоленской областях. «Все еще имеют место факты сохранения закрытой торговли по пропускам. Так, в Тульской области ОРС «Щекинугля» не только ввел пропуска для входа в магазины, но и прикрепил рабочих и служащих только к одному определённому магазину. Тульский облторготдел не вскрыл своевременно этих извращений и принял меры к их ликвидации с большим запозданием». Приказ Министра Торговли больше похож на передовую статью в газете «Правда» чем на сухой бюрократический документ, ситуация же вокруг ОРС «Щекинугля» просто названа извращением. Также из документа понятно, что закрытая торговля по пропускам ранее была вполне обычным явлением и скорее всего прикрепление рабочих и служащих к магазинам было вполне нормальной практикой.
Вместе с отменой карточек советских граждан ждала денежная реформа, которая носила явно выраженный конфискационный характер. Бумажные купюры менялись по принципу 10 старых рублей за 1 новый рубль. Вклады до 3000 рублей обменивались 1 к 1, вклады от 3 000 до 10 000 рублей обменивались следующим образом: 3000 рублей 1:1, а свыше 3 к 2, вклады свыше 10 000 руб. — 2 к 1. О грядущей денежной реформе знали немногие, готовили ее тайно, но день «Ч» приближался, и не только высокие начальники на местах должны были узнать о реформе, но и рядовые работники торговли. 16 декабря 1947 года рано утром по всей стране должны были открыться магазины, в которых без карточек граждане должны были на новые деньги купить необходимые продукты и товары массового потребления.
Что же происходило в те несколько дней, когда про отмену карточек и денежную реформу сообщили работникам торговли? Прежде всего магазинам было предписано провести инвентаризацию имеющихся товаров и создать запасы. Что из этого вышло разбиралось Министерство Государственного контроля СССР и по результатам «разборок» появился приказ Министра Торговли РСФСР от 8 февраля 1948 года № 29 «О результатах проверки Министерством Государственного контроля СССР проведения инвентаризации винно-водочных и табачных изделий 14 декабря 1947 года — Киевским, Москворецким, Калининским и Щербаковским райпищеторгами г. Москвы и Кунцевским торгом Московской области».
Министерство Государственного контроля СССР в результате проверки правильности проведения инвентаризации винно-водочных и табачных изделий и торговли ими 14 и 15 декабря 1947 года Киевским, Москворецким, Калининским и Щербаковским райпищеторгами г. Москвы и Кунцевским торгом Московской области установило, что:
Несмотря на своевременную передачу Управлением продторгами г. Москвы 13 декабря 1947 года распоряжения об учете в ночь на 14 декабря наличия винно-водочных и табачных изделий, а также о закладке максимального количества их в запас для продажи 16 декабря 1947 года — Киевский, Москворецкий, Калининский и Щербаковский райпищеторги г. Москвы этого распоряжения не выполнили. В большинстве магазинов, перечисленных райпищеторгов 14 и 15 декабря 1947 года, было продано значительное количество вина, водки, папирос и табака».
За причинённый ущерб государству, выразившийся в незаконной продаже за деньги старого образца винно-водочных и табачных изделий, приказами Министра Государственного контроля СССР от 21 января 1948 года №№ 91 — 95 директорам магазинов объявлены выговоры и произведен начет. Вполне естественно, что люди, узнав о реформе, бросились в магазины, чтобы перевести наличные денежные средства в «твердую валюту»: водку и табак, а кто-то просто хотел выпить с горя или от радости потому что зажиточный сосед по коммуналке лишился своих накоплений.
20 января 1948 года появился приказ об «извращениях» в Тульской и Смоленской областях, а 21 января 1948 года директора магазинов Москвы, не создавшие необходимых запасов, получили выговоры и начеты.
Будем считать, что советская торговля справилась с задачей, а иначе в то суровое время быть и не могло. А 16 декабря 1947 года в какой-то степени стало днем, когда многое стало, как раньше — до войны, и, наверное, люди думали, что талоны, закрытые магазины и прочие «извращения» остались в прошлом, однако это оказалось не так, карточки появились снова и появились в мирное время.