Тургенев и пожар на «Николае I»
Незадолго до своей смерти 64-летний Иван Тургенев опубликовал короткое воспоминание «Пожар на море». В 1838-м 19-летний юноша отправился на учебу в Германию. В Любек он должен был приплыть на корабле «Николай I». Вместе с ним на рейсе оказались еще 250 человек, в том числе поэт Петр Вяземский. Самые состоятельные пассажиры даже взяли с собой на борт экипажи (всего 28), на которых собирались продолжить путешествие по Европе.
Плавание должно было занять четыре дня, и молодой Тургенев коротал время за игрой в шахматы с попутчиком. Вечером четвертого дня он перешел в общую каюту и присоединился к карточной игре. В этот момент на пароходе вспыхнул пожар. Погибло несколько человек. Одной из жертв стал помещик, игравший с юношей в шахматы. Тургенев же, перепрыгивая с экипажа на экипаж, добрался до носа парохода. Оттуда почти всех пассажиров рассадили по спасательным лодкам, на которых они добрались до берега (до него, к счастью, было недалеко).
«Наша лодка быстро удалилась и, так же, как и большая шлюпка, принялась сновать между кораблем и берегом. Пассажиров погибло мало, всего восемь: один упал в угольный трюм; другой утонул, потому что захватил с собою все свои деньги. Этот последний, имя которого я едва знал, играл со мною в шахматы в продолжение большей части дня и делал это с таким ожесточением, что князь W…, следивший за нашею партией, кончил тем, что воскликнул: «Можно подумать, что вы играете, будто у вас дело идет о жизни и смерти!»
Взрыв на «Кроне»
Флагманский корабль шведского флота Kronan был построен в 1672 году. Это была гордость короля Карла XI и один из самых тяжеловооруженных кораблей своего времени. В русскоязычных источниках о нем чаще всего используется название «Крона».
«Крона» затонула в бою, но причиной ее гибели был неудачный маневр, а не действия противника. Катастрофа случилась 1 июля 1676 года во время Эландской битвы — морского сражения с датско-голландским флотом. При порывистом ветре шведский адмирал Лоренц Крейц решился на резкий поворот, и огромная «Крона» опрокинулась набок. В этот же момент судно сотрясло страшным пороховым взрывом, после чего флагману потребовалось всего несколько минут, чтобы очутиться на морском дне.
Из 800 членов экипажа выжили лишь 42 человека, но спасение одного из них современники посчитали поистине чудесным. Взрыв в крюйт-камере выбросил 31-летнего Андерса Спарфельта за борт. Майор пролетел над двумя вражескими судами и невредимым приземлился на парус шведского «Дракона». Ставший легендой Спарфельт получил чин генерал-майора, а в 1708-м его назначили губернатором острова Готланд. Счастливчик умер глубоким стариком в 85-летнем возрасте.
Остров Разочарований
В середине XIX века в Австралии началась золотая лихорадка. Драгоценный металл большими партиями стал поставляться в метрополию. В 1866 году из Мельбурна вышел американский парусник «Генерал Грант», везший в Лондон золото и шерсть. Также на нем возвращались в Европу золотоискатели.
По пути «Генерал Грант» (названный в честь героя Гражданской войны и президента США) должен был зайти в порт Новой Зеландии. Однако сильное течение изменило курс корабля, и судно отнесло к архипелагу Окленд (465 км к югу от Новой Зеландии). Эти субантарктические острова не сулили команде ничего хорошего. «Генерал Грант» ударился о подводные скалы и под действием течения угодил в близлежащий грот на скалистом откосе.
Из 68 человек 15 удалось пересесть в шлюпку. Выжившие покинули грот и высадились на острове Разочарований (Disappointment Island). Оклендские острова и сегодня не имеют постоянного населения. Тем не менее, золотоискатели набрели на заброшенный лагерь китобоев. Питались мясом котиков и диких коз. Через несколько месяцев четверо выживших решили попытаться добраться до Новой Зеландии на шлюпке. Они отправились в плавание без каких-либо инструментов, и больше их никто не видел. Еще один человек умер на острове.
Десять оставшихся прожили на краю света полтора года. Наконец, 19 сентября 1867 года их подобрал китобоец «Амхерст».
А вот до золота «Генерала Гранта» так никто и не добрался. Когда слух о гибели корабля обошел крупные порты, к Оклендским островам потянулись охотники за сокровищами. Ни одна из этих групп не преуспела, а кто-то из сорвиголов и вовсе погиб.