Из Аугбургской конституции XIII века
Раздел XIII. О набатном колоколе
§ 1. Всякий фогт [чиновник, наместник императора] здесь в Аугсбурге имеет право возвещать набатным колоколом, когда пожелает творить суд над ворами, разбойниками, убийцами, по поводу убийств и всякого рода вредных людей. И если он узнает, что под городом грабят бюргеров, либо если он увидит огонь [пожар], или произойдут распри между бюргерами и гостями, будь то днём или ночью, — он должен приказать ударить в набат.
И если, по соглашению между фогтом и советом, что-либо представится им слишком трудным [для разрешения], фогт должен повелеть ударить в набат. Помимо прав, оговоренных выше, фогт ни в каких других случаях не должен бить в набат без согласия ратманов [членов ратуши].
§ 2. Право господина нашего епископа и его бургграфа таково, что если ему, соборному декану и совету бюргеров понадобится колокол, по поводу ли продовольственных дел или его [епископских] нужд, фогт может приказать бить в набат.
§ 3. Надобно знать, что колокол должен быть во власти бюргеров и они должны им распоряжаться. И тот, кому они его перепоручат, -- тот будет ведать колоколом, и в случае пожара, грабежа, кражи или раздоров между бюргерами и гостями, он должен бить в набат ради мира и наказания [виновных].
§ 4. И всякий ратман, который в то время таковым будет, имеет право при виде огня и при грабеже, краже и раздорах, днём и ночью приказать бить в набат, и это не дозволяется никому другому.
Дополнение [без указания даты]. Если фогтом и ратманами принимается публичный закон, о чём бы он не гласил, и закон этот возвещается при набатном звоне, с указанием штрафа, которому повинен нарушитель, — то штрафу этому подвергается всякий переступивший закон, хотя бы он присягнул перед святыми, что во время принятия закона отсутствовал и допустил его нарушение в первый же день своего прибытия, не будучи извещённым о новом законе.