В ходе советско-польской войны в 1920 году красная армия впервые применила танки — машины, взятые несколько раньше в качестве трофеев в Новороссийске. Первым этапом в развитии танкостроения в советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе гражданской войны. Так на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков МС-1, которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу 1930-х годов они уже устарели и использовались в приграничных укрепрайонах как неподвижные огневые точки.
Вторым этапом можно назвать период 1929 — 1939 годов, когда на основе приобретенных за рубежом проектов в СССР создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования, другие гораздо меньшие. Главной задачей было дать красной армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские легкие танки Т-26 и БТ, неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода.
Период 1930-х годов для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк. Существовали самые разные идеи и концепции от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков Т-28 и Т-35, предназначенных для прорыва укреплений противника. Т-28 неплохо показали себя в ходе Польского похода (военный дебют) и в непростых условиях советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя В-2, который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжелые танки. Так, еще 3 ноября 1939 года нарком обороны К. Е. Ворошилов и нарком среднего машиностроения И. А. Лихачев докладывали в ЦК ВКП (б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки, равных которым нет». Речь шла о танках Т-34 и КВ. В канун Великой Отечественной войны производство танков было развернуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство Т-34). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 1930-х годов.
Советско-финская война стала первым конфликтом, где нашли применение тяжелые танки с противоснарядным бронированием. Главным недостатком большинства танков второй половины 1930-х годов была слабая броня, пробивавшаяся огнем противотанковых пушек и крупнокалиберных пулеметов. В ходе советско-финской войны прошли испытания на фронте советские тяжелые танки КВ и многобашенные СМК и Т-100. Если в танковых боях, которые в Финской войне были редким явлением, новейшие машины участия не принимали, то при прорыве укреплений противника они оказались незаменимыми. КВ-1 выдерживал попадания практически любых снарядов противотанковых пушек и показал неплохие маневренные качества. В то же время по опыту советско-финской войны было принято решение отказаться от создания тяжелых многобашенных танков, оказавшихся дорогими и сложными в управлении. Примечательно, что на 1941 год Советский Союз оказался единственным государством, имевшим на вооружении тяжелые танки, способные выдерживать огонь большинства противотанковых артиллерийских систем.
Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешевых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после Т-34 танк Т-60, созданный на базе плавающего танка Т-40. Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулеметом танк сыграл свою роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали легкие танки Т-70 и Т-80 с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой. Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство легких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.
Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков. Если в 1941 году советские Т-34 и КВ с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина меняется — требовалось создание более мощных танков или наращивание производства. В СССР в условиях военного времени пошли по пути производства и применения пусть не идеального, но простого танка, каковым стал Т-34/76 и Т-34/85. Т-34 был самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тысяч «тридцатьчетверок». Для сравнения: танков «Шерман» — 48 тысяч, а немецких Т-IV — около 9,5 тысяч. Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья. Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того, если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны ситуация изменилась: САУ играли значительную роль, началось их массовое производство.