Речь пойдет о семье моей бабушки, Енгалычевой Нины Павловны (родилась 9 августа 1933 года).
Ее родители — Безденежных Павел Григорьевич и Безденежных Александра Васильевна. Бабушка была младшей сестрой из трех (старшая — Рената, средняя — Вера).
Когда началась война, семья жила в Ленинграде. Прадедушка занимал должность начальника Севзапрыбпрода. Уже в июле 1941 года он ушел на фронт. Имеющуюся у него бронь отдал заместителю. 8 июля 1941 поступил добровольцем в Ленинградскую армию народного ополчения, 1-й гвардейский полк, о чем свидетельствуют заявления и запись в трудовой книжке.
По рассказам бабушки, первое время копал траншеи, уходил на весь день, ночевать возвращался домой.
В первые месяцы все думали (и так говорили по радио, писали в газетах), что война закончится через месяц. Но ленинградских детей все-таки стали отправлять в эвакуацию.
Трех сестер Безденежных тоже эвакуировали, отправили в Малую Вишеру. Причем, несмотря на просьбу мамы оставить их вместе, в одной группе, их разделили (по возрасту) и отправили в разные деревни (каждой был собран мешок с вещами). Вскоре стало известно, что в Малой Вишере немцы. Родителям сказали забирать детей, и Александра Васильевна отправилась на поиски дочерей. Нашла всех, и от Малой Вишеры до Ленинграда они добирались трое суток. Питались буквально «подножным кормом».
Во время пути, в дороге, какой-то мужчина стал укорять Александру Васильевну, что она кормит дочерей «зеленой колбасой». Колбаса действительно испортилась. Но другой еды не было. По воспоминаниям Веры Павловны, пока ехали, поезд бомбили.
Мать и трое детей провели в блокадном городе ближайшие несколько месяцев, самую первую, страшную зиму. Жили они в центре, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Об этом периоде ни бабушка, ни ее сестры не рассказывали.
В октябре 1941 года Павел Безденежных пропал без вести. Такая дата указана в приказе о назначении пенсии его супруге (пенсию назначили в 1942 году).
Бабушка продолжает рассказ уже отправлением во вторую эвакуацию. По Ладоге зимой 1942 года они выехали из Ленинграда в сторону Горьковской области. Родина семьи Безденежных — деревня Русские Краи в Кировской области. Там и остановились у мамы Александры Васильевны, Елизаветы Деменцевой.
Чтобы прокормиться, собирали травы, ягоды и грибы. Их сдавали, меняли на соль. Из лебеды делали лепешки. В ход шла и подгнившая прошлогодняя картошка — из нее делали оладьи.
Из рассказа Веры Павловны: «Хлебные карточки в Русских Краях получили не сразу. Собирали клевер и сдавали. Каждый день ходили за грибами — их сушили, и отправляли на фронт. Собирали ягоды, часть меняли на молоко, часть продавали (Вера Павловна сама тоже ходила продавать). Грибы жарили на сковородке, но так как не было масла, то смазывали огурцом. Мама иногда ходила в церковь, где женщины пересыпали зерно, чтобы не портилось, и за работу получала 800 граммов муки (неделя, месяц)».
Вернулись в Ленинград еще до окончания войны. (По свидетельству Абраменко (Безденежных) Ренаты Павловны, до окончания блокады).
По возвращении выяснилось, что комнату в квартире, где семья жила до эвакуации, в их отсутствие сдавали (хотя не имели на это права, так как отец служил на фронте), а все имущество было украдено. В итоге, насколько известно мне, практически ничего вернуть не удалось. Причем пропали даже не представляющие ценности вещи, например, коробка, где лежали семейные реликвии, пряди детских волос и что-то подобное, важное только для семьи. И с миру по нитке собирали кружки, тарелки и прочую самую необходимую утварь.
Воспоминания Веры Павловны: «Первое впечатление от Невского — много домов пострадали от бомбежек, но в городе чисто и очень мало людей». Жили впроголодь. Она хорошо училась в школе (на Фонтанке), но пошла в строительный техникум, потому что там давали рабочую карточку. Как-то карточки потеряли, уже после снятия блокады. Это была большая трагедия. Мама наказала всех сурово.
Бабушка Нина вспоминала такой случай. Как-то она потянулась в буфет за чашкой, а в итоге своротила всю полку и почти всю посуду разбила. Ей тогда здорово досталось от мамы, несмотря на то, что она была еще ребенком. Но времена были такие суровые.
День Победы встретили в Ленинграде. В этот день на детскую карточку давали конфеты.
Вера Павловна вспоминает, что в День Победы на улицу пошли три сестры, а мама осталась дома: ведь по городу шли военные, а она ждала мужа и боялась радоваться, пока он не пришел.
Папа вернулся уже после войны (к сожалению, не удалось понять, когда именно). По воспоминаниям Веры Павловны, в 8 утра. А еще, когда папа вернулся, то принес бутылку рыбьего жира, которая тогда очень помогла.
Фотографии, документы, аудиозаписи с воспоминаниями о днях блокады в экспозицию музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» передала внучка Нины Павловны Екатерина Енгалычева.