Сюжет
События разворачиваются в 4 веке, во времена римского императора Юлиана Отступника. Будучи сторонником реставрации языческих традиций, он поощрял гонения христиан. Родители Доната и воспитатель — священник Пимений — также стали жертвами репрессий. Сам Донат бежал из Рима в тосканский город Ареццо, где после нескольких лет проповедей и совершения чудес — согласно житию, от исцеления женщины до убийства дракона — был поставлен епископом.
Не совсем ясно, какой именно эпизод из жизни Доната изображен на полотне. Возможно, это случай с язычниками, обращенными в христианство. Согласно житию, однажды во время литургии в храм ворвались варвары. Набросившись на Доната, они разбили стеклянную чашу, которую тот держал в руках. Тогда Донат собрал осколки, соединил их и, несмотря на отсутствие одного кусочка, продолжил обряд Евхаристии. Варвары были поражены, что сосуд, хотя и не был целым, не пропускал воду. По другой версии, чаша собралась, но не хватало подставки. Однако и без нее чаша надежно стояла. Как бы то ни было, этот эпизод впечатлил варваров настолько, что 79 язычников приняли христианство. Вскоре после этого Донат был арестован и обезглавлен.
Другой «претендент» на источник сюжета — случай воскрешения женщины с нахождением пропавших казенных денег. Согласно тому же житию, однажды чиновник Евстасий поручил своей жене спрятать собранные им казенные деньги. Женщина выполнила поручение, но внезапно умерла, унеся в могилу секрет. Тогда Евстасий взмолил Доната о помощи. Последний воскресил женщину.
Житие Доната вызывает подозрения в какой-либо достоверности, поскольку факты даже о реальных исторических персонажах — том же Юлиане — искажены.
Контекст
Полотно вместе с еще одной картиной — «Благовещение» (1478) — было заказано мастерам Верроккьо для алтаря кафедрального собора святого Зенона в тосканском городе Пистойя. Заказ был сделан около 1475 года. Работа велась примерно с 1479—1485-х.
Технология восстановления авторства да Винчи пока не раскрыта — Вустерский музей искусств в Массачусетсе, где полотно хранится с 1940-го, обещает представить подробности вскоре на специальной выставке. Однако искусствоведы и без рентгенографии находят на картине признаки стиля Леонардо: световые эффекты (например, игра света на пальцах святого) и такие детали, как ресницы и морщины. Еще один довод в пользу авторства да Винчи — полотно написано маслом, что во Флоренции в то время практиковал только Леонардо, остальные писали темперой.
Как же так получилось, что при наличии стольких признаков кисти Леонардо полотно, пусть и временно, но приписали другому художнику? Дело в том, что Лоренцо ди Креди, преданный поклонник академизма и соблюдения правил, подражал Леонардо. Причем делал это так старательно, что, по словам Вазари, не было никого, кто мог с ним сравниться в этом.
Кроме того, как отмечают современные искусствоведы, во время Ренессанса совместные проекты были не редки. Коллаборации, подобные той, что была у да Винчи и ди Креди в мастерской Верроккьо, были скорее правилом, чем исключением.
Судьба авторов
Леонардо да Винчи — дитя Ренессанса, человек универсальный. Его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. Свои исследования да Винчи вел на деньги меценатов — Сфорца и Медичи.
Лоренцо ди Креди, как и Леонардо, был флорентийцем. Они вместе учились в мастерской Андреа Верроккьо. Лоренцо не был новатором — он неуклонно следовал традициям. Верроккьо настолько ценил преданностью ученика, что даже доверял ему управление мастерской на время своего отсутствия во Флоренции.
Практически невозможно даже проследить стилистическую эволюцию Лоренцо — художник не менял манеры никогда. Он был экспертом, реставратором, оценщиком, арбитром в судах — то есть настоящим ремесленником, но никак не гением.