Пуля для Франко
Независимое прошлое басков насчитывает семь столетий: в IX-XVI веках они входили в состав Королевства Наварра. Каталония же была наиболее развитой областью в Королевстве Арагон.
Начиная с 1800-х, литература каталонцев посвящена главным образом ностальгии о самостоятельном прошлом. Поэты называли жизнь в составе Испании рабством, историки твердили об особой роли народа в европейской цивилизации. Каталонские националисты стремились, в первую очередь, к защите родного языка и позиций католической церкви. Художники рисовали этюды из жизни «славного» Средневековья.
В начале XX столетия национализм басков и каталонцев переживал небывалый подъем. Оба народа были сверх меры хозяйственными — радости сиесты оказались не для них. Землевладельцы трудились без устали, и в начале XX столетия Страна Басков и Каталония стали одним из самых преуспевающих регионов Испании.
Сегодня баски содержат до 40 тысяч крупных ферм, а Каталония производит более 25% валового национального продукта Испании. Это одна из причин, побудивших жителей регионов добиваться независимости с оружием в руках. «Раньше костяк движения составляла левая молодежь и родственники тех, кто пострадал от репрессий Франко. На сегодняшний день к движению за независимость примкнул крупный и средний бизнес, а также консервативно настроенные люди, которые видят экономические выгоды независимости от Испании», — отмечает журналистка Самара Велте.
В 1919-м каталонцы подготовили проект Статута об автономии. Мадрид эту инициативу, понятное дело, не поддержал. Позже регион получил частичную независимость, но обязан был подчиняться директивам из центра.

В ходе гражданской войны 1936−1939 годов Каталония и Страна Басков стали опорными центрами сопротивления Франко. Диктатура означала бы крах надежды на автономию. Главным «козырем» басков стало превосходство в воздухе. Однако дать мятежникам отпор все же не удалось: в разгар конфликта иностранные союзники прекратили поставки в регион боеприпасов и продовольствия.
В апреле 1937-го баски лишились своей главной святыни — Герники. На город было сброшено 40 тонн бомб. Гернику объял пожар, свои дома покинули сотни горожан. Впоследствии Пабло Пикассо запечатлел эти события на картине «Герника». Разрушение города радикальные баски использовали в своей пропаганде. В феврале 1939-го была оккупирована Каталония.

В период диктатуры над сепаратистами устраивали показательные расправы. В 1974-м был казнен 25-летний антифашист Сальвадор Пуч Антик. Он организовал подпольную типографию, выпускавшую анархистскую литературу. В 1975-м Франсиско Франко подписал смертный приговор пяти заключенным террористам.
За 36 лет диктатуры баски лишились с трудом отвоеванных прав. Им запретили публиковать литературу и преподавать на родном языке, использовать национальную символику и давать детям баскские имена. На тот момент в Испании проживали до 2 миллионов басков; общая численность населения достигала 35 миллионов человек. Еще 15 миллионов басков осели в Латинской Америке.

Та же участь постигла и каталонцев. Исследователь Гомес Пин писал: «Каталонский язык был ограничен исключительно домашней сферой. Допускались лишь традиционные каталонские танцы и музыка, признанные официальной пропагандой». Унификация языкового пространства страны подогрела националистические настроения.
Как баски сложили оружие
В 1959-м родилась группировка баскских сепаратистов «Страна басков и свобода» (ЭТА). ЭТА встала на путь вооруженной борьбы. Программный документ группировки провозглашал курс на социалистическую революцию. Первый теракт она совершила в 1968 году. Тогда был убит высокопоставленный сотрудник полиции. По всей Испании боевики взрывали государственные учреждения и железнодорожные пути. «Страна басков и свобода» пользовалась широкой поддержкой населения. Их действия расценивали как единственный способ противостояния диктатуре. В 1973-м в результате взрыва погиб премьер-министр Карреро Бланко. Террористы сделали подкоп под одной из центральных улиц в Мадриде. Броневик весом 1,5 тонны, на котором ездил чиновник, в момент взрыва взлетел на высоту нескольких этажей.

После смерти Франко в 1975-м Страна Басков и Каталония получили автономию. Вопросы регионального уровня теперь находились в ведении местных парламентов. «Часть налогов при этом отправлялась в Мадрид. С 1975 года местные власти самостоятельно принимают решения в сфере образования и здравоохранения, производства, инфраструктуры», — рассказала Самара.
Несмотря на эти меры, «Страна басков и свобода» не прекратила свою деятельность. Отряды по 20−30 человек действовали в разных точках Испании. По оценкам экспертов, всего в 1970—1980-х годах боевиков было около 500.
Чтобы получить средства на терроризм, ЭТА похищала людей и требовала с родственников огромный выкуп. Кроме того, представители организации «крышевали» баскских предпринимателей за солидные взносы. Крупный теракт произошел в 2009 году в Бургосе — тогда в результате взрыва автомобиля были ранены 46 человек. В 2011-м спецслужбы ликвидировали часть лидеров баскских сепаратистов, а в апреле 2017-го ЭТА заявила о своем разоружении.
По словам Самары, в последние годы в Стране Басков наблюдается рост сепаратистских настроений. «Каталонцы требовали проведения референдума, начиная с 2010 года. Тогда более миллиона людей участвовали в шествии по Барселоне. Акции протеста проводились ежегодно, число участников достигало 2 миллионов. К движению присоединились профсоюзы, университеты и футбольный клуб «Барселона». В итоге референдум о независимости Каталонии в 2014-м носил символический характер. Суд Испании признал его несоответствующим конституции страны, и он не имел юридической силы. Однако в 2016-м парламентские выборы в Стране Басков выиграли правые националисты», — подчеркнула журналистка.
Ряд экспертов утверждает, что «охоту» за радикальными басками ведет ИГИЛ*. По мнению Самары, эта информация не соответствует действительности: «Нет никаких шансов на то, чтобы группировка пополнила свои ряды за счет басков. Во-первых, здесь живут люди одной религии и одной национальности, и «сыграть» на их религиозных чувствах вряд ли получится. Во-вторых, баски только что прекратили 50-летнюю вооруженную борьбу. Конфликт не носил этнического характера — речь шла об обретении независимости и строительстве социализма. Но при этом мы наблюдаем тревожную тенденцию в регионе: девушки и юноши, которые никогда не участвовали в вооруженной борьбе, идеализируют ее».
Премьер-министр Испании Мариано Рахой накануне заявил, что «ни в коем случае» не допустит проведения референдума о независимости Каталонии.
*Организация запрещена в России по решению Верховного суда