Великий мистификатор
Молодость Тито — сюжет для приключенческого романа. Во время Первой мировой он служил в австро-венгерских вооружённых силах, однако спустя несколько месяцев после начала войны был арестован. История тёмная: то ли собирался перейти на сторону русских, то ли предрекал однополчанам скорое поражение. После заключения Иосип вновь вернулся на службу, но в 1915-м попал в плен к русским. В плену проводил время с пользой — читал Толстого, Тургенева, учил русский язык. Тито дважды удавалось бежать, а во время Гражданской войны он примкнул к Красной Армии. В России будущий президент Югославии нашёл себе невесту — 14-летнюю Пелагею Белоусову. Именно она помогла ему бежать из России.
Иосип Броз Тито всерьёз увлёкся левыми идеями, а агитатор из него получился замечательный — меткие образы, в которых слушатель узнаёт себя, акцент на социальной справедливости и других приятных слуху категориях. Его слушали, затаив дыхание. Компартия Югославии в 20-х годах оставалась в подполье, Тито не раз оказывался за решёткой, но от революционной деятельности так и не отказался. Из-за проблем с властями он приобрёл себе несколько поддельных паспортов; так, например, на заседание партии в Чехословакию он ехал под видом чешского парикмахера. Профессиональный революционер сменил множество псевдонимов, среди которых — «Старый», «Вальтер», «Драгомир». Происхождение Тито окутано тайной. В государствах, которые входили в состав Югославии, и сегодня широко распространены мифы о происхождении Тито — его называют то русским, то австрийцем, то немецким агентом. В документах американской разведки, рассекреченных в 2013 году, утверждается, что он был поляком.
Поладить с НКВД. Миссия невыполнима?
Оказавшись в числе руководителей компартии Югославии в 1934-м, Иосип Броз столкнулся с новым испытанием: поехать на работу в Москву и не навлечь на себя гнев Сталина. Задача действительно сложная — к этому моменту были арестованы почти все видные деятели югославской коммунистической партии, больше двадцати членов ЦК казнили. За решёткой оказалась и Пелагея, к этому моменту уже бывшая жена Тито. В поздних интервью Иосип Броз заявлял, что в России его допрашивали, однако имена югославских коммунистов он так и не назвал. Когда в 1937 году в Москве началась показательная расправа над участниками «антисоветского троцкистского центра», Тито обрушился с критикой на подсудимых в подпольной газете югославской компартии. «Гнев советского народа и пролетарская правда своей силой свернули головы этих невиданных злодеев» — писал будущий президент в газете «Пролетер».
Итак, к своей большой удаче, в Югославию будущий президент вернулся целым и невредимым. В конце 30-х в стране рос градус межэтнической напряжённости. В Хорватии зародилось и быстро набирало сторонников сепаратистское движение усташей. После убийства короля Югославии Александра I правительство пошло на уступки, и Хорватия в 1939 году получила автономию. Это обострило и без того непростые отношения национальных элит. С началом Второй мировой в стране разворачивается Гражданская война: возникает множество автономных образований со своими вооружёнными силами, формируются отряды националистических движений. После прихода к власти усташей в Хорватии начинается строительство лагерей смерти и массовое истребление сербов и евреев. Убийства совершались с невиданной жестокостью, не жалели ни женщин, ни детей. Жертвами геноцида стали до 800 тысяч человек.
Братство и единство
Силы оккупантов насчитывали больше 900 тысяч солдат. Во главе партизанского движения встал Тито. Главный лозунг, под которым Иосип Броз возглавил борьбу за освобождение страны — «Братство и единство». Этот лозунг нашёл отклик в сердцах людей. Тито стал национальным героем, а победа над фашизмом — прочным идеологическим обоснованием нового режима. Ему удалось подавить националистические настроения, сплотив проживавшие в федеративной Югославии народы ради достижения общей цели. Представителям всех национальностей гарантировались права свободного употребления родного языка и развития культуры. В республиках открывались школы для нацменьшинств, на их языках публиковались книги, газеты и журналы. Тито, заступив на должность премьер-министра, а затем президента, значительно урезал привилегии партийной бюрократии и следил за тем, чтобы на госслужбу поступали национальные кадры. Эти меры «погасили», хоть и временно, межнациональную вражду.
Журналисты нового лидера называли не иначе как «великий учитель», «отец наших народов» и «любимый вождь». Культурная сфера должна была отвечать духу социалистического государства, и с подачи Тито основной темой югославского кинематографа становится народно-освободительная борьба. То же самое касалось и литературы. Конституция 1963 года утвердила единство сербскохорватского языка. В ответ на это писатели опубликовали заявление, в котором потребовали признать сербский и хорватский самостоятельными языками. Президент был возмущён подобной дерзостью. «Мы не позволим распространять идеи раздора, национальной нетерпимости и шовинизма» — заявил Иосип Броз на одном из партийных заседаний.
Своих политических оппонентов — сталинистов, усташей, монархистов и просто подозрительных личностей — он отправлял в тюрьму на острове Голи-Оток. Сегодня это место можно посетить в качестве туриста, а вот в 1949—1950 гг. идеологическим узникам приходилось терпеть здесь избиения и издевательства — обливания холодной водой, длительное пребывание на жаре, связывание колючей проволокой.
Из перечня врагов югославского лидера становится ясно, что отношения с Советским Союзом складывались непросто. Начнём с того, что он отверг проект объединения Болгарии и Югославии. Ещё одной неприятной новостью для Иосифа Виссарионовича стало соглашение Тито с Албанией о размещении на её территории югославской военной базы. Кроме того, Иосип Броз не собирался строить государство по советскому образцу — в частности, в Югославии довольно быстро свернули эксперимент по коллективизации, здесь поощрялась частная собственность. К 1975 году примерно одна треть 22-миллионного населения страны была занята в частном секторе. Тито, ко всему прочему, увеличил военный бюджет с 1948 по 1952 год более чем в два раза и наладил отношения с западными странами, что также не могло не вызывать обеспокоенности СССР.
Экономический коллапс
В первые послевоенные годы Тито инициировал реформы, нацеленные на усиление роли рыночных отношений в экономике. Предполагалось переориентироваться с тяжёлой промышленности на лёгкую, началось активное строительство жилья. Были снижены импортные тарифы, с 1967 года в югославскую экономику поступают иностранные инвестиции. С 1956-го по 1970-й уровень жизни вырос втрое. Вместе с тем, в 70-е годы начинается отход от принципов рыночной экономики. Государство жёстко регулирует цены, растёт торговый дефицит. Югославия не в состоянии рассчитаться по внешним долгам.
Реализацию принципов равенства и братства сильно затрудняло неравенство доходов между республиками. Так, в 1962 году житель Словении получал в два раза больше, чем житель Сербии. В Косово национальный доход на душу населения был в 5 раз меньше, нежели чем в Словении. Хорваты и словенцы возмущались тем, что спонсируют экономически отсталые регионы.
Конституция 1974 года ослабила структуру федерации: республики получили право в одностороннем порядке выйти из состава Югославии, были созданы автономные провинции Косово и Воеводина. Экономически развитые республики стремились к автономии. В этих условиях в разных точках Югославии вспыхнули межэтнические конфликты.
Иосип Броз Тито ушёл из жизни 4 мая 1980 года. Югославия «пережила» смерть своего лидера на 10 лет — процесс распада государства начался в 1990 году.