В 1999-м в Узбекистане прошли масштабные торжества, посвященные довольно необычной дате. В стране отмечали 800-летие Дежалал-ад-Дина — последнего Хорезмшаха, который в ряде государств Средней Азии почитается как национальный герой. В Туркмении, например, о нем написано несколько песен. Больше того, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Афганистан одно время даже вели спор о том, кто из них имеет на Джелал ад-Дина больше прав.
Памятник Джелал ад-Дину в Угренче
В итоге, победила дружба. На самом деле, последний Хорезмшах был не столько освободителем, сколько жестоким завоевателем. Он прожил 32 года, из которых большую часть провел в походах и войнах. Потеряв родину, Джелал ад-Дин просто решил завоевать себе новую.
Крушение
Cмерть Хорезмшаха Ала ад-Дина
В начале XIII-го века государство Хорезмшахов находилось на пике своего расцвета и могущества. Его границы простирались от Персидского залива до Аральского моря и от Закавказья до Китая, контролируя всю Среднюю Азию. Жемчужиной этого царства пустынь и гор был Хорезм — один из богатейших городов средневековья. Что любопытно, расцвет пришелся на период правления Ала ад-Дина Мухаммеда II, с именем которого связано и падение государства. К 1218-м году Хорезмшах имел под своим началом самое многочисленное войско в мире. Его численность достигала миллиона человек (примерно поровну пехоты и конницы).
Он успел заметно расширить свои владения, покорив северную часть Индии, но как раз в процессе этого завоевания столкнулся с новой, совершенно неожиданной угрозой. Угрозой этой были шедшие с востока монголы. В столкновении с Чингисханом Ала ад-Дин проявил худшие качества правителя и военачальника: трусость, нерешительность и бессмысленную жестокость. По настоянию своей матери он казнил монгольских послов, предлагавших ему союз, а когда в Хорезм вторглись войска Тохучар-нойона и Субэдэя, так и не решился дать сражения. В войне Хорезмшах решал свои внутренние проблемы, пытаясь ослабить всесильную канглыйскую знать — родственников и доверенных людей своей матери.
Он успел казнить нескольких канглыйцев, среди которых были и многообещающие полководцы, и не позволил соединить воедино несколько частей своей армии, надеясь, что монголы разобьют их по отдельности, избавив его от внутренней оппозиции. Дать сражение, правда, ему все же пришлось. В 1218-м состоялась грандиозная битва, в которой армия Хорезма остановила монгол. Не разбила, а именно сдержала наступление. Успехом в битве Ала ад-Дин был обязан своему 19-летнему сыну. Юный Джелал командовал правым флангом.
Он сумел смять левое крыло монгольского войска и, обрушившись на центр, сдержал его натиск на позиции отца. Монголы ушли, но уже через несколько месяцев Чингисхан отправил на покорение Хорезма 50-тысячную армию. Та продвигалась по территории врага без видимых усилий. Монголы почти не встречали сопротивления и с легкостью брали города.
Один за другим пали богатейшие и процветающие Отрар, Ходжент, Ташкент, Бухара, Мерв, Нешапур, Ургенч и, наконец, столица — Самарканд. Все это сопровождалось чудовищным кровопролитием. В одном только Мерве было истреблено около полумиллиона горожан. Ала ад-Дин не пришел на помощь своим подданным. В решающий момент он впал в панику.
Хорезмшах собрал войско для обороны Самарканда, но, почему-то, отступил от столицы и ушел на восток. Его люди попросту разбежались. Ала ал-Дин всего за год превратился из самого могущественного правителя Азии в обездоленного нищего. В тексте про Субэдэя мы уже рассказывали о его печальной участи. Хорезмшах умер на крошечном острове Абескун в каспийском море, куда веками ссылали прокаженных.
По легенде он обнищал настолько, что у его последнего слуги не было даже лоскута ткани, чтобы прикрыть тело павшего правителя. Государство Хорезмшахов прекратило свое существование, но только не для Джелал ад-Дина.
Утопленный гарем
Битва на Инде
В неполный 21 год Джелал ад-Дин Менгуберди стал Хорезмшахом. Вот только вотчина его теперь принадлежала монголам. Юный правитель не испугался. Он объявил себя владыкой Самрканда, написал Чингисхану письмо, в котором дерзко потребовал вернуть все, что было у него отнято, собрал отряд из трехсот человек и отправился в Хорасана — область в северо-восточной части Ирана. Тут Джелал ад-Дин одержал свою первую победу над монголами. Напал на отряд из 700 всадников, разгромил их и убил всех, кроме двух человек.
Эти «счастливчики» были изувечены отправлены к Чингисхану как живое подтверждение очень серьезных намерений молодого Хорезмшаха. Хорасан стал новой базой Джелал ад-Дина. Отсюда он разослал гонцов всем, кто был недоволен монголами. Довольно быстро под его знамена стали стекаться новые и новые воины. Среди прочих к нему присоединился и один из лучших полководцев его отца Тимур-Малик.
За несколько месяцев молодой шах собрал 70-тысячное войско и двинулся с ним прямиком на Самарканд. Его армия была бы еще больше, если бы не неудача двух его младших братьев. Они шли на соединение с Джелал ад-Дином, но вместо этого столкнулись с карательным монгольским отрядом Шиги Кутуку. Тот довольно легко разбил их, оба брата Хорезмшаха погибли.
За это убийство Кутуку пришлось дорого заплатить. Две армии сошлись в битве при Парване, в которой монгольский полководец был разгромлен. Джелал ад-Дин умело использовал в своих целях ландшафт. Он расположил лучников на скалах, чтобы те обстреливали противника с высоты. Ударная конница Кутука понесла гигантские потери и не смогла прорвать строй пехоты хорезмского войска.
Когда же он отступила, Джелал ад-Дин перешел в наступление и полностью уничтожил 30-тысячную армию Шиги. Это было самое крупное поражение монгол за все время завоеваний Чингисхана. И на самого властелина новой Империи это фиаско произвело очень серьезное впечатление. Чингисхан не покинул Самрканд, вопреки собственным планам, а, взяв командование армией на себя, повел ее навстречу с Джелал ад-Дином. Тот, правда, от битвы долго уклонялся. Маневрировал, уходил и плутал, предпочитая действовать мелкими набегами. И все же, Чингисхану удалось загнать строптивого противника в тупик. Армия Джелал ад-Дина была прижата к Инду, отступать было некуда.
Битву, состоявшуюся 9 декабря 1221-го, Хорезмшах проиграл. Он построил войска полумесяцем, надеясь заманить монгол в ловушку, и ударить с флангов. Не тут-то было. Чингисхан ударил сначала по флангам, а потом в центр. Бой продолжался почти весь день, к закату стало ясно, что молодому шаху не выиграть это сражение. И тогда Джелал ад-Дин велел утопить в реке весь свой гарем и детей, чтобы те не достались врагу! «Если попадут в плен, то горе им», — сказал он.
Сам он, с остатками армии, тоже прыгнул в воду. По иронии судьбы Хорезмшах спасся, а вот из всего гарема уцелела лишь любимая жена с малолетним сыном. И хотя история про спасение любимой жены и сына Мухаммеда больше похожа на легенду, важно отметить следующее: сам предводитель выплыл на другой берег Инда, а вот его близкие, все-таки, оказались в плену. Их ждала незавидная участь. Женщина маленький Мухаммед были тут же преданы ножу. А побежденный противник, погрозив монголом мечом с другого берега, ушел дальше на юго-восток.
Временная родина
Султан Кей-Кубад
Джелал ад-Дин потерпел крах, но не сдался. Он не стал слабее, но сделался куда более жестоким и прагматичным человеком. Жалости он более не ведал, причем не только к монголам. Первым делом Джелал ад-Дин собрал вокруг себя остатки своего разбитого войска. У него набралось четыре тысячи воинов, с которыми он и отправился вглубь Индии. Никакого плана у него, видимо, не было. Зато они имелись у местных вождей, которые дважды атаковали беглеца. Джелал ад-Дин одержал две победы, взял Дели и провозгласил его своей новой столицей. В ХХ-м веке мы бы сказали, что это было Государство Хорезмшахов в изгнании. Программу минимум удалось выполнить. Джелал ад-Дин нашел себе новое государство, которым мог править в свое удовольствие.
Благо, окрестные князьки не могли тягаться с ним. Хорезмшах живо расширил свои владения и даже начал совершать набеги на территорию Ирана, заходя в тыл монголам. Простить Чингисхану гибель своих близких Джелал ад-Дин не мог. В течение трех лет он копил силы для реванша и, видимо, даже не рассматривал возможности остаться в Дели. В 1225-м он навсегда покинул Индию, отправившись в свой последний поход. Его армия вторглась в Закавказье, нанесла несколько поражений объединенному грузино-армянскому войску и заняла несколько крепостей. Апогеем вторжения стала битва при Гарни, в которой Джелал ад-Дин разбил 30-тысячную армию грузино-армянскую армию.
Благодаря хитрости он сумел выманить их с выгодных позиций на возвышенности. Следом было жесточайшее разорение Тбилиси и еще несколько успешных битв. Джелал ад-Дин надеялся выманить на себя монгол, заставив тех воевать с ним в горах. Но те среагировали на него лишь однажды, послав очень небольшой отряд к городу Рею.
Джелал ад-Дин мог быть доволен локальными успехами, но сама кампания складывалась плохо. Хорезмшах сильно изменился, утратив способность находить союзников. Наоборот, он множил своих врагов. Его люди бесчинствовали на занятых территориях, убивая не только пленных монгол, но и местное мирное население.
Из разумного политика Джелал ад-Дин превратился в одержимого местью истребителя всего живого. Известно, что при захвате Тбилиси, его люди разрушили все церкви в городе. На занятых территориях он вводил новые и новые подати, которые взимались путем грабежа. Отряд Хорезмшаха приходил в поселение, объявлял местным жителям сумму, которую они должны выдать, после чего производил насильственную конфискацию.
С каждым днем Джелал ад-Дин все дальше уходил от поставленной цели. В 1227-м Чингисхан умер, а Хорезмшах так и не встретился с ним вновь на поле боя. В 1228-м монголы создали коалицию. Против жестокого завоевателя, вместе с монголами, выступили также Румский султанат, Киликийская Армения и даже Египет, имевший тогда обширные владения в Азии, которые в любой момент могли оказаться под ударом. Финальным аккордом стало восстание на подконтрольных Джелал ад-Дину областях.
Восстание он, конечно, подавил и, разумеется, сделал это с особой жестокостью. Однако это была его последняя победа. Вскоре он потерпел поражении от армян и дважды — от румского султана Кей-Кубада. С остатками войска Джелал ад-Дин попытался прорваться в Индию, но был встречен монголами и вновь разбит.
И снова крушение
Узбекская монета с изображением Джелал ад-Дина
Все, что происходило дальше, — мучительная агония. Джелал ад-Дин больше года находился в бегах. Он метался по Ирану, Сирии и Турции, пытаясь найти союзников. Вроде бы даже посылал гонцов к крестоносцам, которые еще кое-как удерживали несколько городов на Ближнем Востоке. Никто, почему-то, не хотел оказать ему поддержку. Между тем остатки его войска разбегались, так, в свое время, бежали люди от его отца.
Та цель, за которую Хорезмшах воевал и ради которой поднимал восстание, давно уже была им забыта. Не говоря уже о том, что возврат прежних владений стал теперь задачей совершенно невыполнимой. Монголы, в конце концов, вышли на след беглеца и отправили погоню. Джелал ад-Дин укрылся в горах на востоке Турции и прожил последние дни своей жизни в пещере. Именно здесь его и настигла смерть. Шаха убил некий курд, имя которого история не сохранила. Мотивы убийства тоже остаются неизвестными. То ли курд действовал по приказу монгол, то ли мстил за гибель своей родни, то ли просто хотел ограбить Джелал ад-Дина, не зная, кто он.
Свою войну Джелал ад-Дин проиграл, хотя в Средней Азии он и сделался позже мифологическим героем-освободителем. Он, в самом деле, доставил Чингисхану больше хлопот, чем кто-либо еще. Молодой Хорезмшах разрушил планы великого хана и заставил того изрядно попотеть, нанеся монгольской армии самое ощутимое поражение в славный период ее истории.
Впрочем, единственное очное сражение Джелал ад-Дин проиграл. Битва на берегах Инда была его единственным шансом восстановить свою власть в Хорезме. А в той битве у молодого и дерзкого полководца почти не было шансов против старого и опытного.