Для начала, Палау — миниатюрное островное государство в западной части Тихого океана. Его по праву принято считать необычайно красивым. И все потому, что острова просто утопают в тропической зелени, а некоторые из них и вовсе выглядят нетронутыми человеком, что, собственно, недалеко от истины — большинство из них необитаемы, и только на некоторых имеется постоянное население. Когда-то острова лежали ниже уровня моря и были гигантскими колониями кораллов, но извержение подводных вулканов со временем подняло их на поверхность.
В группе Палау насчитывается свыше трехсот островов, большая часть которых объявлена заповедниками. Знамениты они, например, озером медуз, где этих самых медуз больше, чем каких-либо других водных обитателей. Здесь же находится единственный в мире акулий заповедник. Подводный мир Палау за многообразие признан чудом света. Найти там можно не только морских жителей, но и огромное количество затонувших судов, а также сбитых самолетов. Как же они там появились? Ответ кроется в долгой и непростой истории архипелага.
Еще четыре тысячи лет назад острова были заселены выходцами из Восточной Индонезии. У них были свои традиции, вожди и порядок. Например, несмотря на то, что имущество и деньги были собственностью рода, они полностью наследовались женщинами. С приходом европейцев жизнь на островах стала кардинально меняться.
Первой европейской державой, покусившейся на Палау, стала Испания. В XVII веке она объявила эту территорию своей собственностью, но, как ни странно, не колонизировала. Примерно тогда же архипелагом заинтересовалась и Великобритания, пытавшаяся выстраивать торговые отношения с местным населением.
Точка в споре двух европейских стран была поставлена в конце XIX века: официальное право на острова все-таки было признано Испанией. Новая власть добилась прекращения войн между отдельными деревнями, способствовала повышению грамотности населения и, конечно, пыталась обратить в католичество. Однако не надолго хватило испанского энтузиазма — почти через 15 лет территория была продана Германии.
Немцы решили использовать Палау как ресурсную базу. Они заставляли островитян трудиться на плантациях кокосовых пальм и добывать фосфаты. Тяжелые условия труда усугублялись болезнями, которые привезли на архипелаг европейцы.
Новая страница истории Палау начинается с Первой Мировой. Германия, которая отвлеклась на боевые действия, не смогла дать достойный отпор Японии, оккупировавшей острова. Пришедшие власти отстроили крупнейший город Палау — Корор — и сделали его административным центром. Асфальтированные дороги, электро- и водоснабжение, фабрики, магазины, бассейны, рестораны и аптеки — все это появилось на острове. Тысячи японских рабочих переехали в Палау. Японцы расширили плантационное хозяйство, добычу фосфоритов, рыбный промысел, а в 1935 году начали добычу бокситов. Для местных жителей все происходившее было трагедией. Их сгоняли с родной земли, заставляя перепродавать ее чужакам. Право на родовое земельное имущество было отменено, вместо этого была установлена частная собственность на землю и даже открыты публичные школы, где велось обучение на японском диалекте.
Незадолго до Второй Мировой Япония нашла для Палау еще одно применение — место для своих военных укреплений и баз. Впоследствии острова стали целями атак и местом боев. В 1944 году Палау перешло под военное управление США, которые обещали развить инфраструктуру, систему образования и подготовить острова к самоуправлению. Через три года острова Палау стали подопечной территорией ООН. Японцы же были отправлены на родину.
Сегодня Палау фактически находится под влиянием США. Несмотря не неоднократные попытки страны добиться суверенитета, в полной мере достичь этого не удалось. В 1990-х стороны заключили договор о «свободной ассоциации» на 50 лет и предоставлении Палау независимости с 1 октября 1994 года.
По условиям документа, США сохранили право пользоваться третью территории страны и обязались в течение 15 лет помогать ей финансово. Несмотря на объявленный суверенитет, вопросы обороны, финансов и внешней политики Палау остаются прерогативой США. Собственные вооруженные силы, как и политические партии и общественный транспорт, в стране отсутствуют.