Олимпийские игры 1936
Джеймс Кливленд Оуэнс — американский легкоатлет, специализировавшийся на спринтерском беге и прыжках в длину. 25 мая 1935 года он в течение 45 минут установил 6 мировых рекордов, а уже в следующем году представлял США на Олимпиаде в Берлине, где стал четырехкратным чемпионом. Своим триумфом Оуэнс посрамил нацистов, стремившихся на этой Олимпиаде всему миру доказать «превосходство арийской расы».
Джесси Оуэнс был младшим из 10 детей. Когда ему было 9 лет, семья переехала в другой город. Его новый школьный учитель, чтобы вызвать его к доске, прибегал к сокращению «J. C.», но из-за сильного южного акцента получалось «Джесси». Прозвище впоследствии перешло в официальное имя.
Подростком он перепробовал много профессий: работал поставщиком в бакалейную лавку, грузчиком, открывал мастерскую по ремонту обуви.
Пропаганда Третьего рейха
К 1936 году идеология Третьего рейха уже хорошо была известна в мире, но большинство чернокожих атлетов США решили не отказываться от участия в Играх.
Задачей Олимпиады 1936 года, по мнению властей Германии, должно было стать доказательство превосходства белой расы, атлетов-арийцев над всеми остальными. Однако планам Гитлера не суждено было сбыться.
Лутц Лонг был одной из главных надежд сборной Германии и всего Третьего Рейха в этих Играх. Его основным соперником в секторе для прыжков в длину стал Джесси Оуэнс. Дуэль немца и американца увенчалась победой последнего. Олимпиада стала началом их дружбы, дружбы истинного арийца (согласно канонам фашисткой идеологии) и темнокожего парня из США. После Олимпиады Лонг и Оуэнс регулярно переписывались.
«Можно переплавить на золото все мои кубки и медали, — писал Оуэнс, — но и этого будет мало, чтобы перевесить ту дружбу, которая связывает меня с Лутцем Лонгом».
Джесси Оуэнс, который специализировался в спринтерском беге и прыжках в длину, выиграл дистанции на 100 и 200 метров, эстафету 4×100 метров (с мировым рекордом) и прыжки в длину. Впоследствии Джесси говорил, что никогда не удостаивался таких оваций, как в Берлине в 1936 году.
После победы Оуэнса в прыжках в длину, Лонг был первым, кто поздравил его с победой. Он взял Джесси под руку и отправился с ним в круг почета по стадиону. Эта прогулка подарила народную любовь обоим. На следующий день перед началом забега на 200 метров, который американец тоже выиграл, многотысячная толпа зрителей скандировала имя Оуэнса.
О четвертой золотой медали стоит упомянуть отдельно, поскольку она оказалась «внеплановой». Дело в том, что организаторы Олимпиады потребовали исключить из эстафетной команды двух спринтеров еврейского происхождения. Американцы не стали возражать, и Оуэнс занял одно из освободившихся мест.
Джесси потом признавался, что был не рад «четвертой» победе, несмотря на установленный мировой рекорд. Так или иначе он стал героем всего мира: чернокожий атлет, четырежды победивший на глазах у самого Гитлера.