Сюжет
В безликом городском пейзаже мы видим десятки мужских силуэтов. Презентабельные джентльмены подвешены в воздухе, но, по всей видимости, это их совершенно не смущает. Строгий костюм, котелок, невзрачные цвета. «Котелок — самый неоригинальный головной убор, удивления не вызывает. Человек в котелке — это господин Посредственность при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы», — говорил Магритт.
Лица некоторых мужчин обозначены схематично. У большинства же нет и намёка на них. Тотально вычищенная личность. Ни признака индивидуальности. Казалось бы. Но чем дольше вы рассматриваете полотно, тем больше деталей замечаете: у кого-то есть портфель, а у кого-то — рука в кармане. И так до бесконечности.
«Голконда» — это размышление художника о месте человека в обществе. Кажущаяся типичность образов наводит на мысль, что масса подавляет личность, а замечаемые, пусть и не без труда, различия — о присущей каждому индивидуальности. Фигуры расположены в виде ромбических решёток, которые напоминают о кристаллической структуре алмаза. Общество, которое поначалу воспринимается как хаотичная масса, на самом деле имеет структуру и действует в довольно жёстких рамках.
Сам Магритт говорил, что картина олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума, который может прикоснуться к настоящей жизни лишь во сне.
Контекст
Голконда — древняя индийская крепость, где был алмазный рынок. За обилие драгоценных камней Голконду наделили символикой богатства. Почему Магритт назвал свою картину именно так? Как всегда в случае с сюрреалистами, нет одного верного ответа. Самый простой — название не связано с содержанием, а создаваемый за счёт этого диссонанс является своего рода провокацией, очередной попыткой заставить зрителя поломать голову.
Если всё же вам не даёт покоя этот ребус, то вот ещё несколько версий. Расположение мужчин (та самая кристаллическая решётка) отсылает к главному товару Голконды — алмазу. И, продолжая тему драгоценностей, можно выдвинуть ещё одну версию. Мы уже заметили, что среди изображённых мужчин нет идентичных, так и среди алмазов нет двух одинаковых.
Невозмутимость, с которой джентльмены воспринимают своё подвешенное состояние, напоминает самоуверенность и спокойствие, которые даёт богатство (а ведь именно символом богатства является Голконда).
И напоследок расшифровка от самого художника: «Голконда был богатым городом в Индии, нечто вроде чуда, а я считаю чудом, что смогу на земле шагать по небу».
Магритт был сюрреалистом особого толка. Он живо включился в игру «реальность — сон», но действовал своими инструментами. Не признавал психоанализ, не менял образы привычного. Напротив, Магритт создавал свой магический реализм, погружая нейтральные, знакомые зрителю предметы в не свойственный для них контекст. Создаваемое за счёт этого напряжение заставляет зрителя нервничать, искать ключ к разгадке, метаться мыслями от образа к образу. И это именно то, зачем весь Магритт.
Образы, которые он выбирает, навязчивы и абсурдны. Человек не может не отреагировать на этот диссонанс. В процессе осмысления и заключается, по мнению Магритта, подлинный смысл картины. А как вы понимаете, у каждого зрителя — свой процесс, потому и смысл каждый вкладывает свой. Вырисовывается та же Голконда: мы, зрители, в своей массе охвачены некоей общей, традиционной концепцией «что хотел сказать автор», но индивидуально каждый запускает свой процесс осознания идеи, которую хочет донести до нас художник.
«Мои картины — это видимые изображения, которые ничего не скрывают. Они вызывают тайну и, действительно, когда видишь, одну из моих картин, спрашиваешь себя этот простой вопрос: что это значит? Это не означает ничего, потому что тайна ничего не значит, это непознаваемое», — говорил Магритт.
Судьба художника
Сегодня Магритт — один из самых известных и тиражируемых художников. Его образный ряд хорошо запоминается, легко воспроизводится и неизменно дорого продаётся. Похоже на шедевры от рекламщика. Смешно, но Магритт и правда начинал в рекламе, даже имел своё успешное агентство. До поездки в Париж, где Рене познакомился с идеологом сюрреализма Андре Бретоном и примкнул к его единомышленникам, Магритт рисовал продающие плакаты и обои. И именно реклама обеспечила художника деньгами.
Мы помним, как повезло сюрреалистам. Возникновение их течения совпало с умонастроениями людей. Витавшее в воздухе желание эпатировать они смогли зафиксировать на полотнах, а пугающие сны и бегство от реальности — зашифровать в многоликих причудливых образах.
Магритт тоже добился славы и денег за свои картины ещё при жизни. Скончался он от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей картины «Империя света».