5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялась знаменитая битва между рыцарями Ливонского ордена и отрядами северо-восточных русских княжеств под предводительством Александра Невского. Ледовое побоище до сих пор вызывает споры историков относительно его масштабности, значения, состава и точного места сражения. Знакомый всем образ битвы сложился уже после 1938 года в основном благодаря фильму «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, в котором грозные немецкие рыцари в страшных тяжёлых доспехах встречаются с русскими богатырями и бьют друг друга мечами и не только. Были там и копья с булавами. О них и пойдёт речь.
Оружие европейцев и русских воинов в 13-м веке оставалось во многом схожим, что неудивительно, учитывая общие корни (например, наследие викингов). Так, боевые топоры использовались воинами обеих сторон. К тому же и у русских, и у европейцев была схожая манера ведения боя: основной упор делался на кавалерию, состоявшую из более состоятельных и, соответственно, лучше вооружённых людей, в то время как остальные сражались пешими, используя оружие попроще.
Копьё
И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сеча столь злая, что лёд на озере задвигался: льда не было видать, весь покрылся он кровью (Житие Александра Невского)
Копьё оставалось востребованным на протяжении долгого времени по нескольким причинам. Во-первых, копьё не было таким дорогим и престижным оружием, как тот же меч. Копьё использовали ещё первобытные люди: оно представляло собой заточенную с одного конца палку. Даже в Средние века подобное копьё было всё ещё популярно среди бедных крестьян, которые не могли позволить себе более совершенное оружие.
Во-вторых, копьё — оружие в некотором роде универсальное. Оно использовалось как всадниками, так и пешими воинами, поэтому на Чудском озере присутствовало в арсенале обеих сторон. Древко копья русского пешего воина (рогатина) достигало двух метров, кавалерийского — трёх. Наконечник копья назывался «пером». Его размер был обратно пропорционален размеру древка при длине от 25−40 см: чем короче копьё, тем мощнее и больше перо. И наоборот.
В-третьих, копьё могло быть использовано, в том числе, и как метательное оружие — дротик, у русских — сулица. Подобное оружие легче и меньше, чем другие разновидности. В «Старшей Ливонской рифмованной хронике» говорится, что русские войны «имели бесчисленное количество луков», однако считается, что лук не мог полностью заменить сулицу: это копьё использовали при сближении с противником, либо для поражения врага.
Булава
Булаву, разновидность палицы, также можно считать оружием универсальным в том смысле, что владеть им мог любой воин. Булава представляла собой деревянный либо металлический стержень, ударная часть которого была увенчана тяжёлой шаровидной головкой (сначала каменной, а потом и металлической). Достигая в длину 50−80 см, булава являлась более современной и совершенной разновидностью палицы — дубинки с утолщённой ударной частью.
Считалось, что булава, равно как и палица, была любимым оружием европейского воинствующего духовенства, отправлявшегося в крестовые походы, поскольку ею можно было нанести серьёзный урон, не проливая крови, то есть не оставляя открытых ран. С развитием кавалерии пришло понимание, что это ударно-раздробляющее оружие можно эффективно использовать для нанесения ударов как по всаднику, чтобы сбить его с лошади, так и по пешему противнику.
Именно булава и её разновидности (например, шестопёр — булава с шестью металлическими перьями) будут считаться символом «военачальника». Однако с развитием доспехов как оружие она отойдёт на второй план, будучи уже не столь эффективной в бою.