9 августа 1969 года сытый, гламурный и роскошный Лос-Анджелес содрогнулся от ужаса. Пресса трубила о чудовищном, зверском убийстве, случившемся накануне. Молодая беременная красавица-актриса Шэрон Тейт, жена режиссёра Романа Полански, трое её друзей и случайный юноша были буквально искромсаны каким-то сумасшедшим маньяком или группой убийц. Во всяком случае, именно так решила полиция. У Тейт и её друга Джея Себринга на животе были вырезаны буквы X, что наводило на мысль о ритуальном характере убийства. Буквально на следующий день в 9 милях от особняка Тейт и Полански произошло ещё одно преступление: владельцы сети магазинов Лено и Розмари Ла-Бьянка были жестоко убиты в своём доме. Когда полиция наконец докопалась до истины, стало понятно, что эти чудовищные расправы — дело рук совсем юных, привлекательных хиппи-деток из обеспеченных семей среднего класса.
Голливудские знаменитости и богачи, чьи виллы находились в фешенебельной части Лос-Анджелеса, больше не чувствовали себя в безопасности. Кто-то объявил на них охоту. Несколько месяцев полиция не могла выйти на преступников, пока однажды не задержала членов «Семьи» Мэнсона совсем по другой причине. К этой коммуне присматривались уже давно: участников группы неоднократно арестовывали за угон и кражи. А уж сам Мэнсон, который к тому моменту провёл в тюрьме примерно половину своей жизни, был полицейским хорошо известен.
Когда следователи установили связь между громкими убийствами Тейт и Ла-Бьянка и бандой Мэнсона, возникла проблема. Оказалось, что сам главарь и создатель «Семьи» лично не принимал участия в убийствах. Всё делалось по его указанию. Было очевидно, однако, что без Мэнсона эти преступления вряд ли бы состоялись. Он выступал в роли эдакого «идейного вдохновителя», но предпочитал руки не марать.
Who is mister Manson?
Детство Чарли было ужасным. Нежеланный ребёнок — мать Кэтлин Мэддокс родила его в 16 лет. Мужа у неё не было. Позже Кэтлин вышла за Уильяма Мэнсона, от которого мальчик и получил свою фамилию. Когда Чарли было 6 лет, мать угодила в тюрьму за вооружённое ограбление, и мальчика отдали на воспитание родственникам. В той семье считалось обязательным регулярно посещать церковь, и хотя маленький Чарли этого не любил, кое-что ему всё-таки нравилось. Он любил петь. Позже, в тюрьме, Мэнсон научится играть на гитаре. Чарли грезил славой музыканта, а своих последователей убеждал в том, что сможет однажды затмить самих The Beatles.
Когда мать Мэнсона вышла из тюрьмы, то на какое-то время взяла сына к себе. Однако Кэтлин совершенно точно не была образцовой родительницей: она пила, часто не ночевала дома и пыталась сбагрить Чарли кому угодно, кто соглашался приглядеть за ребёнком. Позже, когда Мэнсон в связи со своей дурной славой стал часто раздавать интервью, он сказал: «Мать научила меня только одной вещи — все её слова были ложью».
Никому не нужный подросток, жаждущий внимания, промышлял мелким воровством и угоном тачек. Однажды его поймали, судили, но дали условный срок. Через некоторое время Чарли снова нарушил закон и загремел на 10 лет за решётку.
Дивный новый мир
Он вышел из тюрьмы в 1967-м и попал в совершенно другой мир. Это была эпоха хиппи: секс, синтетические наркотики, музыка, цветы и любовь. Но лозунг «Make love, not war» не пришёлся Мэнсону по душе. Тогда он решил, что пора наконец-то заявить миру о себе.
Вместе со своей женой Мэри Браннер он колесил по Калифорнии в поисках тех, кто готов был примкнуть к его движению, так называемой «Семье». Себе он отвёл роль гуру, просветителя, фактически бога. Идеология Мэнсона была достаточно проста и примитивна — он убеждал своих последователей в том, что вскоре неизбежно случится межрасовая война, но члены «Семьи» непременно спасутся и в этой новой реальности станут господами. Кроме того, в своих «детях» Мэнсон культивировал чувство ненависти к миру, который, как он утверждал, отвергнул и выкинул всех членов «Семьи». Несмотря на то, что большинство его сподвижников были вовсе не маргиналами, а, как правило, выходцами из обеспеченных семей, каждый из них, в силу юного возраста, страдал от ощущения некоторой отрешённости и обиды. Именно в эту благодатную почву Мэнсон посеял семена ненависти. У юношей и девушек, которые скитались вместе с ним, не было сомнений в том, что их «отец» — на самом деле мессия, и все его слова — пророчества.
Мэнсон и остальные жили на заброшенных ранчо в пустыне или в домах тех, кто считал Чарльза своим приятелем или просто занятным собеседником. По воспоминаниям девушек из банды, это было похоже на летний лагерь, в котором не было никаких правил. Каждый делал то, что хотел. По вечерам члены «Семьи» собирались вместе за ужином, где ели из одной общей посудины, смеялись, курили травку, а после устраивали оргии.
Удивительно, но низкорослый (всего 160 см), щуплый Мэнсон умел очаровывать и буквально завораживать людей. По воспоминаниям одной из девушек, Линды Касабиан, от Мэнсона исходили тепло, сияние и любовь, которые окутывали всех, кто оказывался рядом.
Но мирное существование вдали от цивилизации и «летний лагерь» для детишек были только воспитательным этапом в плане Мэнсона. Он держал членов группы в информационной изоляции, изо дня в день промывая мозги рассказами о том, какие ужасы и страсти происходят там, «снаружи». Когда он почувствовал, что эти юноши и девушки абсолютно подчинены его воле и готовы выполнить любое распоряжение, то начал действовать.
«Свиньи»
8 августа 1969 года трое девушек, Сьюзан Аткинс, Патрисия Кренуинкел, Линда Касабиан, и парень по имени Чарльз Уотсон подъехали к дому номер 10050 на Сьело драйв. Это был особняк, ранее принадлежавший музыкальному продюсеру Терри Мэльчеру. Последние несколько месяцев в нём проживал режиссёр Роман Полански с молодой супругой, актрисой Шэрон Тейт. О том, что в доме сменился владелец, Мэнсону было известно. Он дал распоряжение Уотсону убить всех, кто будет внутри, а девушкам приказал делать всё, что скажет их «брат».
Первой жертвой банды стал случайный гость — парень по имени Стивен Пэрет. Он пришёл проведать своего приятеля Уильяма Гарретсона, который работал в особняке кем-то вроде смотрителя и проживал в отдельном гостевом домике. Пэрет только что вышел от друга и сел в свою машину, где его и застрелил Уотсон. Затем тройка (Касабиан осталась снаружи) проникла в дом через окно. С собой у них был пистолет, ножи и верёвка. В особняке в тот момент были четверо: Тейт, её бывший ухажер и известный стилист Джей Себринг, светская львица Эбигейл Фолгер и друг Полански Войцех Фриковски. Компания обсуждала планы по открытию нового ночного клуба в Голливуде.
Уотсон, Патрисия и Сьюзан, угрожая оружием, потребовали отдать им деньги, хранившиеся в доме, а затем приступили к расправе. Себринга застрелили, затем его тело порезали ножом. С Фриковски расправились тем же образом, а Эбигейл закололи. Шэрон, которая на тот момент находилась на девятом месяце беременности (ребёнок должен был появиться в конце августа), умоляла сохранить ей жизнь, но убийцы не пощадили девушку. Её тело было обезображено, одна грудь отсутствовала, а на животе была вырезана буква X. Такую же букву оставили и Себрингу. Вокруг шеи Тейт и Себринга была обвязана верёвка, но их не душили. Перед уходом одна из преступниц вывела кровью жертв на белой двери слово PIG («свиньи»).
Полиция, прибывшая в дом, сразу же задержала Гарретсона, который оказался единственным выжившим. Он всё это время находился в своём гостевом домике и утверждал, что не слышал криков. Юношу заставили пройти проверку на детекторе лжи и после этого отпустили.
Полански, который на тот момент был в Лондоне, сообщили о случившемся. Он сразу же прилетел в Лос-Анджелес. На протяжении нескольких месяцев, вплоть до ареста банды Мэнсона, он не мог отделаться от навязчивой идеи, что убийство совершено или заказано кем-то из его друзей. Они с Шэрон были крайне беспечной парой, часто у них в доме гостили полузнакомые люди.
Журнал Life, который делал обширный репортаж на эту тему, написал также о втором преступлении, совершенном 9 августа, когда была убита чета Ла-Бьянка. Супругов зарезали, а затем кровью вывели DEATH TO PIGS, RISE, HEALTER SKELTER (так, вдохновившись песней The Beatles, называл свою идеологию Мэнсон, но слово Helter на месте преступления было написано неверно).
Правосудие
Когда Мэнсона и сподвижников арестовали в октябре 1969 года за поджог, у полиции уже имелись подозрения об их причастности к зверским убийствам. Вероятно, Мэнсон был абсолютно убеждён в безграничной преданности всех членов «Семьи» и не рассчитывал, что кто-то из них сможет выступить в суде с обвинениями против него самого. Но пока одни устраивали перфомансы в защиту своего гуру, другие сотрудничали со следствием. Подсудимые, которые оказались на скамье вместе со своим предводителем, вели себя отрешённо и спокойно, некоторые даже распевали песни авторства Мэнсона.
Суд приговорил семь членов «Семьи», в том числе и главаря, к высшей мере наказания — им грозила смерть в газовой камере. Однако в 1972-м смертную казнь в Калифорнии отменили, и приговор изменили. Все семеро получили пожизненное заключение. Мэнсон, узнав об этом, сказал прокурору по делу Винсенту Бульози, что тот «отправил его туда, откуда он родом».
Мэнсон оказался в тюрьме, но это не мешало ему продолжать свою работу по зомбированию молодых мальчиков и девочек. У него появились новые фанаты, которые не только требовали освободить их духовного лидера, обвиняя суд в несправедливом приговоре, но и устраивали дебоши. По данным полиции, часть его последователей готовилась даже захватить самолёт и взять в заложники пассажиров, чтобы затем обменять их на Мэнсона.
В 2014 году пресса писала, что престарелый Мэнсон собирается жениться на молоденькой, 26-летней поклоннице, и такое разрешение было получено. Однако в 2015 году стало известно, что он расторгнул помолвку, раскусив коварный план невесты: якобы девушка вместе с дружками хотела таким образом подзаработать, выставив тело Мэнсона после смерти в стеклянном гробу на показ. Действительно ли меркантильная невеста хотела превратить старого супруга в достопримечательность а-ля Ленин в Мавзолее, неизвестно. Мэнсон умер в тюрьме 19 ноября 2017 года на 83-м году жизни.