В июне 1940 года северная часть Франции была захвачена гитлеровскими войсками, а в ноябре 1942 года была занята полностью. Её граждане с первых дней оккупации в той или иной степени стали принимать участие в движении, вошедшем в историю как Сопротивление (La Résistance). В 1945 году война в Европе закончилась, но она не исчезла из умов и сердец французов. Вновь и вновь она оживала на страницах книг и на экранах кинотеатров.
Жан-Пьер Мельвиль
Биография Жана-Пьера Мельвиля, одного из отцов Новой волны французского кино и «переводчика» американского нуара на родной язык, — готовый сценарий для приключенческого фильма. Будущий режиссёр появился на свет в Париже в 1917 году во вполне буржуазной семье и долгое время носил фамилию своих родителей — Грюмбах. С раннего детства он предпочитал компанию плохих мальчиков, и кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы не его раннее увлечение театром, цирком, а затем и искусством кино, где он стал прижизненным классиком.
Прежде чем засверкать на звёздном кинонебосклоне, Жан-Пьер стал героем Сопротивления, где обзавёлся новой фамилией — Мельвиль, в честь своего любимого писателя. Под этим именем его знали в маки́, в которых он в военные годы сражался с оружием в руках. Партизанские отряды от регулярной армии отличаются тем, что они не подчинены множеству военных правил. И поэтому довольно скоро после окончания войны он снял свою первую картину, нарушая все мыслимые и немыслимые законы. Мельвиль буквально ворвался в европейский кинематограф со своим дебютным фильмом «Молчание моря» (Le Silence de la mer, 1949) по уже ставшему культовым роману Веркора о Сопротивлении.
Жан-Пьер Мельвиль продолжил снимать свои фильмы не по правилам и снова побеждал. Ему стали подражать, его стали цитировать, у него стали учиться. Тема людей, чьи судьбы опалила война, постоянно присутствовала в фильмах режиссёра. Через двадцать лет после «Молчания моря» он снял «Армию теней» (L'armée des ombres, 1969). Фильм вышел уже после отставки генерала де Голля, вдохновителя Сопротивления.
Экранизация романа Жозефа Кесселя стала самой мрачной лентой режиссёра. Жан-Пьер был убеждён, и это проходит красной линией через все его картины, что даже те, кто не погибли на войне, стали живыми мертвецами, лишёнными надежды на нормальное счастливое существование.
Через год на экраны вышел предпоследний фильм Жана-Пьера Мельвиля (всего на счету классика 13 законченных картин) — криминальный триллер «Красный круг» (Le сercle rouge, 1970). Хотя его герои живут не в военное время, они уже обречены. Если в американском фильме героям ограбления на 99% гарантирован хэппи-энд, то здесь у Мельвиля призом для них будет смерть.
Режиссёр снимает этот фильм по своему оригинальному сценарию. Эту историю он придумал за двадцать лет до того и блестяще воплотил с участием рекордного количества европейских звёзд первой величины. В главной роли — Ален Делон, который уже снимался у Мельвиля в «Самурае», а рядом с ним — Ив Монтан, Бурвиль и Джан Мария Волонте.
Робер Брессон
Творчество ещё одного киноклассика Робера Брессона лучше всех охарактеризовал бы Антон Чехов его знаменитым высказыванием «краткость — сестра таланта». И действительно, Брессон исповедовал принципы «чистого искусства» и придерживался в своих киноповествованиях принципов минимализма, потому что больше всего боялся проявления в своих картинах театральщины. Хотя критики часто упрекали его за лаконизм и сухость, он, например, стал одним из любимых режиссёров Андрея Тарковского.
Робер Брессон родился в самом начале 20-го века — в 1901 году — и умер в самом его конце — в 1999-м. Он признавался в том, что до семнадцати лет не прочитал ни одной книги, и искренне удивлялся тому, как ему вообще удалось закончить школу. Зато впоследствии он стал читать запоем. Видимо, каждому овощу своё время! Большинство картин Брессона — это экранизации. Прежде чем снять свой первый короткометражный фильм, он занимался живописью и фотографией.
Во время Второй мировой войны Робер Брессон провёл около полутора лет у немцев в плену. Это нашло отражение в его фильме «Приговорённый к смерти бежал, или Ветер дует, куда хочет» (Un condamné à mort s’est échappé ou Le vent souffle où il veut, 1956). Это тоже была экранизация воспоминаний члена Сопротивления Андре Девиньи о побеге из тюрьмы Монлюк. В отличие от Жана-Пьера Мельвиля Брессон не только не приглашал в свои фильмы звёзд, но даже старался снимать в них непрофессиональных актёров.
Через десять лет, в 1966 году, главную роль в фильме «Наудачу, Бальтазар» Робер Брессон вообще поручил ослику. Сначала предполагалось, что это будет вольное изложение античного «Золотого осла», но от замысла Апулея в результате практически ничего не осталось.
Если в первом случае героя романа за его грехи превратили в ишака, то у Брессона его герой-ослик с говорящим библейским именем Бальтазар изначально символизирует собой невинность и радость. Он аки дитя или Адам до грехопадения. Но увы, в нашем жестоком мире такое ангелоподобное существо не ждёт ничего хорошего. С момента выхода фильма прошло более полувека, но ничего в нашем мире не изменилось, да и в ближайшем времени не изменится, а если быть реалистами — то и не в ближайшем.
Крис Маркер
О Крисе Маркере известно то, что он активно участвовал в Сопротивлении, что его творчество изучают во многих киношколах мира, и то, что он сам называл себя «известным автором неизвестных фильмов». Биографам Криса не позавидуешь. Доподлинно известно лишь то, что он родился в 1929 году в предместье Парижа. И число известно — 29 июля, и даже время — в 10 часов утра, но звали его тогда не Крис Маркер, а Кристиан-Франсуа Буш-Вильнёв. Хотя некоторые считают, что он родился в Монголии в Улан-Баторе. И дальше — полная неразбериха, сплошные кажется, кажется, кажется… Кажется, в 1938 году он сменил имя на Марк Дорнье, чтобы под этим псевдонимом писать заметки для студенческого журнала, когда изучал философию. А потом — война, и он сделал выбор отважных французов — ушёл в маки́ и взялся за оружие.
История умалчивает, как и когда он стал зваться Крисом Маркером. В мирное время вернулся к журналистике, всё больше интересовался документальным кино, но и воевать не бросил. Теперь он сражался за всё новое против всего старого. Естественно, он не мог не переболеть «детской болезнью левизны» и придерживался революционных взглядов не только в области политики, но и в эстетике.
В своих фильмах Крис Маркер экспериментировал с монтажом и создал новый жанр в документалистике, который кинокритик Андре Базен назвал эссеистикой.
В 1990-е уже в сильно преклонном возрасте Крис увлёкся цифровыми технологиями. В 1998 году свой фильм «Immemory» он записал на интерактивный мультимедийный CD-ROM, созданный для Центра Помпиду. Зритель стал полноправным соавтором режиссёра, потому что он по своему вкусу мог монтировать картину и создавать коктейль из автобиографии Криса Маркера, отрывков из фильмов и разных эпизодов из реальной жизни.
Фильмы метров французской Новой волны москвичи и гости столицы смогут посмотреть на большом экране со 2 по 18 декабря 2022 года в лектории Музея современного искусства «Гараж» в рамках кинопрограммы Garage Screen «Тени и свет: кино сподвижников французского Сопротивления».