В 1919 году антрополог Альфред Кребер в своей статье вывел закон цикличности моды. Будучи на тот момент оригинальной, корнями эта идея уходила в античность. Ещё Платон, Аристотель, Гераклит и многие другие подмечали цикличность в развитии культуры и искусства.
Выставка на Марсовом поле в Петербурге в декабре 1915 года называлась «0,10». Ноль — это число предметных форм на картинах. Десять — начальное число участников, хотя в итоге их было 14. Казимир Малевич на той выставке представлял новую идею в абстрактном искусстве, название которой придумал сам. Супрематизм, от латинского «супремус» — наивысший, доминирующий, — провозглашал главенство цвета над всеми остальными составляющими картины. Многие коллеги-кубисты решили дистанцировать свои произведения от чудака-новатора и обозначились как «Комната профессионалов живописи». Малевич же повесил в своём углу таблички «Супрематизм живописи». На двух стенах висели холсты с разными геометрическими фигурами, а между ними, наверху, как икона в традиционном для неё месте, расположился «Чёрный квадрат». Зародыш всех возможностей, как называл его автор. Остальные работы как бы происходили из него, а саму эту форму Малевич считал изначальным, базовым элементом искусства.
Философия художника заключалась в беспредметности. Картины не содержали конкретного образа, привычного для всех видов живописи, существовавших ранее. Квадрат был символом статики, но его можно было перемещать и вращать, и тогда появлялись другие формы — кресты, прямоугольники, линии, круги, — которые уже тяготели к бесконечному движению. Этому «ускорению» форм сопутствовало и изменение цветов, а вершиной искусства Малевич считал белую стадию, когда динамика вновь переходит в статику, но уже белого цвета. Высшей степенью свободы художника и чистоты творческой жизни автор представлял пустой холст — без цвета и без форм. Якобы зритель в этом случае может сам выбирать, что нарисует его воображение, а значение автора отныне ничтожно.
Часто пишут о «рождении и смерти» супрематизма, но это не совсем корректно. Направление не умерло, а сильно изменилось, распространилось на широкое творческое пространство и переродилось заново. Среди известных последователей идей Малевича были Александр Родченко, Лазарь Хидекель, Николай Суетин и многие другие. Несмотря на нелюбовь советской власти к самому Малевичу, его идеи прослеживаются в архитектуре и популярной культуре СССР. Проект «дворца Советов», советские павильоны на всемирных выставках, агитационные плакаты. Знаменитая «Родина-мать» или рекламные постеры (отличный пример — реклама детских сосок от Резинотреста) — везде цвет и геометрия становились одними из главных героев произведения.
Искусство временно отошло от беспредметности. В течение 20-го века в культуре и художественных произведениях образ снова постепенно обрёл статус ключевого элемента изображения. Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Энди Уорхол и Бэнкси — многие крупные авторы создавали произведения на основе образов. Сейчас отход от конкретики снова актуален. Во-первых, вездесущие логотипы. Самым удачным и узнаваемым удаётся создавать образ компании как раз за счёт сочетания форм и цветов (у National Geographic — жёлтый прямоугольник, у Pepsi — трёхцветный круг
Например, элементы классического супрематизма можно отчётливо увидеть в работах современного российского художника Юрия Уляшева. Беспредметность и образность могут сочетаться в одной работе, дополняя друг друга и при этом не перегружая произведение. Пример такой комбинации — серия работ «Родом из детства», где современный и такой сложный мир описан художником через простые геометрические формы по принципам, придуманным Малевичем.
Прямоугольники, круги и линии на этих картинах согласуются с портретами персонажей известных мультфильмов. Героев зачастую можно увидеть и в фигурах. Например, Микки Мауса — в трёх кругах, а Шрека — в круге и двух треугольниках. По замыслу автора, простые формы должны ставить большие и понятные задачи, а общая территория смыслов едина у всех людей. Показаны и эмоции героев, и их взаимоотношения. Это достигается за счёт всё тех же цветов, простых геометрических фигур и их расположения на полотне. Среди прочего — базовый элемент Малевича.
Во времена коронавирусных карантинов один из собеседников видеозвонка мог не включить камеру на своём устройстве. Для других участников беседы этот человек выглядел чёрным квадратом. Юрий решил изобразить крушение этой формы: чёрный квадрат разбивается и заново открывает человека и присущие ему черты.
Картины Уляшева напоминают зрителю об отношении к миру подростка, когда всё ещё сохраняются детская искренность и открытость к новому, но уже осознаётся сложность окружающего мира. Образ любимого анимационного героя возвращает зрителя к системе ценностей, которые каждый человек усваивает довольно рано: доброта и любовь, дружба, свобода и самовыражение. Серия картин в ироничной форме показывает возможность лёгкого отношения к взрослой жизни, которая может протекать в гармонии с собой, своей работой и увлечениями.
Супрематизм состоит из простых и всем знакомых элементов. Что утверждали родоначальники направления, то продолжают проповедовать и их последователи: истинное искусство безгранично, а свежее прочтение одного и того же рождает новые смыслы.
Персональная выставка Юрия Уляшева пройдёт в одной из галерей Москвы в конце февраля — начале марта 2024 года.