Верные союзники Константинополя
Принято считать, что династия Гассанидов, вставшая во главе союза нескольких арабских племён, пришла на территорию современной Иордании из южных земель Аравийского полуострова. По преданию, первая волна переселенцев покинула родные места из-за разрушения дамбы Мариба. Затем последовало ещё несколько волн. Проблема была не только в плотине. Началась травля арабов-христиан, населявших те земли.
Ориентировочно в 470-х годах Гассаниды обосновались на новой территории, а их столицей стал город Джабийя. Поскольку арабы находились между молотом (Восточная Римская империя) и наковальней (держава Сасанидов), переселенцам пришлось сделать выбор. И царь Аморекс, являвшийся приверженцем христианской яковитской церкви, встал на сторону Константинополя. Гассаниды признали власть Византии, превратившись в защитников её рубежей, где по соседству хозяйничали Лахмиды — марионетки Сасанидов.
Войны межу Восточной Римской империей и державой Сасанидов носили постоянный характер. И Гассаниды, и Лахмиды стали одними из главных участников конфликта. Чаще всего именно после столкновения двух арабских государств в дело вступали империи. Несмотря на постоянные войны, царство Гассанидов развивалось. И не только в военном плане, но и в экономическом, и в культурном. В государстве шло массовое строительство, там жили различные учёные, просветители, поэты. Например, Набигу ад-Дубьяни и Хассана ибн Сабита.
Одним из могущественных правителей царства Гассанидов стал аль-Харис ибн Джабала. Он правил ориентировочно с 528 по 569 годы. В Византии к нему относились с большим почтением. Император Юстиниан I наделил его титулом патрикия и назначил правителем всех арабских союзников империи. Сделано это было в знак благодарности за участие в войне с Сасанидами. После этого аль-Харис продолжил поддерживать римлян в их конфликте с персами. Параллельно правитель всячески покровительствовал развитию сирийской христианской церкви яковитов и способствовал распространению веры.
Примерно в 545 году Византия и Сасаниды заключили шаткое перемирие. Однако ни Гассаниды, ни Лахмиды не сложили оружие. Более того, лахмидский правитель аль-Мунзир III атаковал гассанидские земли. И в начале удача сопутствовала «персидским арабам», как тогда называли Лахмидов. В том конфликте они несколько раз смогли разбить гассанидские армии, а аль-Харис потерял двух сыновей.
Однако затем конфликт начал постепенно угасать. Обе стороны наносили удары, но без каких-либо серьёзных последствий для противника. Ориентировочно в 563 году аль-Харис прибыл в Константинополь, где утвердил кандидатуру своего сына на царский трон.
Известно, что аль-Харис умер в 569 году. Скорее всего, он погиб во время землетрясения, но точная причина неизвестна. Новым царём Гассанидов стал аль-Мунзир.
Защитники христианства
Правителю в очередной раз пришлось столкнуться с агрессией Лахмидов. Поскольку титулы отца к нему не перешли, аль-Мунзиру пришлось на деле доказывать свою приверженность Византии. И он с этим справился. Римляне пожаловали Гассаниду титул патрикия, звание «панерфемос», а также номен «Флавий», которого удостаивались императоры и консулы. Доказать свою профпригодность аль-Мунзир смог тем, что не только прогнал лахмидские войска, но и вторгся в их земли, разграбив несколько поселений.
Однако затем между Восточной Римской империей и Гассанидами произошёл конфликт. По одной из версий, византийский император не поддержал военные планы аль-Мунзира и решил его устранить. Гассанидский царь узнал об этом и принялся готовиться к войне с недавним покровителем. И поэтому в новой войне римлян и Сасанидов он участвовать не стал. Но конфликт всё-таки удалось решить переговорами. В 575 году Гассаниды вновь признали себя подданными Византийской империи. И пока противники находились в неведении, аль-Мунзир внезапно атаковал столицу Лахмидов — эль-Хиру. Поскольку те не ждали нападения, город был захвачен и разрушен. Нетронутыми остались только церкви. По легенде аль-Мунзир пожертвовал почти всю добычу христианским монастырям. Вскоре после этого император Юстин II возложил на голову гассанидского царя диадему, что являлось официальным подтверждением статуса правителя всех арабов, являвшихся союзниками Восточной Римской империи. А уже в 580 году аль-Мунзир вновь прибыл в Константинополь, где встретился с новым императором Тиберием II. Римлянин подарил ему королевскую корону, которая заменила диадему.
Однако потом царство Гассанидов стало постепенно угасать. Способствовала тому и нестабильная ситуация в Восточной Римской империи, которую захлестнул мощный кризис. К тому же, между союзниками произошёл конфликт на религиозной почве. Императоры перестали доверять яковитам, считая их потенциальными предателями.
В 636 году состоялась битва при Ярмуке, в которой византийцы потерпели поражение, а земли Гассанидов был захвачены арабами-мусульманами. Это был переломный момент. Одна часть населения царства приняла ислам, другая — перешла под покровительство византийской церкви, третьи — остались приверженцами яковитства. При этом, многие Гассаниды примкнули к мусульманам, показывая свою приверженность арабским корням. Потеряв целостность, бывшие союзники Восточной Римской империи начали рассеиваться по всему Ближнему Востоку. А последний официальный правитель Джабала ибн Айхам и вовсе учредил в Византии правительство в изгнании. И на протяжении долгого времени Гассаниды оказывали большое влияние на империю. В итоге, в 802 году к власти в Византии пришёл Никифор I, который являлся потомком арабских правителей. Правда, его династия быстро оказалась на обочине истории.
Несмотря на то, что царство Гассанидов прекратило существование в 7-м веке, некоторые правители считали себя наследниками почившей династии. Например, Расулидские султаны в Йемене и Бурджитские султаны в Египте. Были ещё и христианские шейхи, правившие маленькими государствами вплоть до 1950 года.