Князь Юрий Васильевич?
При Василии III правящая ветвь династии Рюриковичей находилась на грани вымирания. 50-летний государь всея Руси так и не имел наследника. Василий перепробовал всё: и паломничества по святым местам, и молебны, и народную медицину, однако самым известным актом этой драматической истории стал развод великого князя с первой женой — Соломонией Сабуровой. Развод сопровождался принудительным постригом в монахини. Шаг, кстати, беспрецедентный до тех пор (1525 год), ссылка разведённой супруги в монастырь не была обязательной частью развода. Например, московский князь Симеон Гордый, разводившийся почти за двести лет до Василия, отправил жену Евпраксию назад к родителям, и вскоре та опять вышла замуж.
Сабуровой не повезло. И вот, уже став инокиней Софией, она, по легенде, родила мальчика Георгия (Юрия). И тут же спрятала его у «хороших людей».
Если этот ребёнок действительно существовал, то самим фактом своего рождения он ставил под сомнение законность пребывания на троне Ивана Грозного — сына Василия III от второго брака.
Народные сказания превратили мифического Юрия Васильевича в разбойника Кудеяра, который вырос и стал мстить мучителям своей матери и, разумеется, младшему брату.
Эта версия происхождения знаменитого атамана далеко не единственная, но очень популярная.
Раскаявшийся грешник
Имя Кудеяр (от перс. Худояр — «возлюбленный Богом») было в тот период достаточно распространено на Руси. Существовал, например, атаман с таким именем, сколотивший шайку и грабивший купеческие обозы где-то между Волгой и Доном. Ещё один Кудеяр — боярский сын по фамилии Тишенков, изменник, который активно помогал крымским татарам в набегах на Москву.
Обоих причисляют к возможным прототипам легендарного Кудеяра. Но, как это часто бывает, народные сказания оказались круче реальности. Фольклор сделал из разбойника что-то вроде супергероя из комиксов Marvel: он мог вообще не спать «одним глазом», свой полушубок превращал в лодку и умел делать ещё множество необычных вещей (некоторые лингвисты, кстати, пытаются найти связь между именем Кудеяр и словом «кудесник»).
Как он выглядел, нам неизвестно. Легенды описывают атамана по-разному: в одной он «молодчина рослый, чернокудрый своевольный и удалой казак», в другой — «волос светлый, но статью не вышел».
Столь же противоречивы рассказы о его свершениях: Кудеяр встречается с Иваном Грозным в осаждённой Казани и бежит от него на север; Кудеяр ловко расправляется с сотней царских стрельцов, уже загнавших его в угол; Кудеяр похищает любимую девушку у её отца-боярина — противника их отношений, но на ней при этом не женится… Наконец, самое удивительное: в нескольких легендах Кудеяр фигурирует как соратник Степана Разина. И не важно, что на момент рождения Стеньки Юрий Васильевич уже разменял бы вторую сотню лет.
В 19-м веке за сказания о Кудеяре взялись люди образованные и талантливые. Историк Николай Костомаров сочинил о Кудеяре — старшем брате Ивана Грозного — целый роман. Николай Некрасов поместил одну из историй про Кудеяра в свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Написанная на стихи Некрасова «Песнь 12 разбойников» входила в репертуар Фёдора Шаляпина.
Некрасов, кстати, пересказал одну из самых популярных легенд. Стареющий Кудеяр раскаивается, просит у Бога прощения. Тот поручает ему пилить дуб тем же ножом, которым Кудеяр совершал свои злодеяния. Мол, упадёт дуб, и твоя душа очистится. Пилит-пилит Кудеяр, годы идут, а тут проезжающий мимо польский шляхтич рассказывает Кудеяру, как с удовольствием мучает своих крестьян. Не выдерживает раскаявшийся Кудеяр и всаживает ножик пану в сердце. И дуб тут же падает сам собой. Душа Кудеяра спасена.
Вторая по популярности легенда описывает одну из смертей Кудеяра (он умирал едва ли не чаще, чем Дункан Маклауд). Якобы на берегах Дона разбойников осадили казаки и подожгли построенную Кудеяром деревянную крепость. Перед гибелью атаман зарыл в землю несметные сокровища, а охранять их поставил свою любимую лошадь. Лошадь в огне, внимание, окаменела, что не помешало и не мешает ей по сию пору быть стражем клада и нести беды всякому, кто на этот клад посягнёт.
Где деньги?
Как гласят легенды, Кудеяр закапывал клады чуть ли не по всему Московскому царству. Остаётся только гадать, у кого он мог награбить все эти несметные сокровища. Рекордсмены по числу Кудеяровых кладов, которые, кстати, никто никогда не находил, — Липецк, Воронеж, Орёл и Тула. Здесь и топонимика указывает на присутствие знаменитого разбойника: Кудеяров луг, Кудеяров притон, Кудеяров овражек, Кудеярова яма и так далее.
След Кудеяра есть и в Калужской области, да не где-нибудь, а близ знаменитого монастыря Оптина Пустынь. Здесь, по легенде, время от времени можно увидеть призрак Любаши — проклятой дочери Кудеяра и его соратницы — разбойницы Анны.
Жуть, да и только.