Археологические сведения
Специалисты полагают, что могила — это самый честный свидетель. Любые резкие или незначительные изменения традиций, выбор предметов для погребения — археология изучает это в качестве неопровержимых фактов.
Для древних жителей Скандинавии было важно поместить покойного в землю с предметами для пышного пиршества. Мечи, щиты и амуниция появились в погребениях несколько позднее. Подобная традиция в основном была распространена в Дании, реже — на территории Норвегии и Швеции. Захоронения на современной территории Дании стоят несколько особняком из-за влияния южной культуры. Мемориальные камни и могильные курганы были распространены в Швеции и Норвегии, а в Дании могилы в основном оставались плоскими. Кроме таких погребений, существовала практика кремации.
В дальнейшем мёртвых хоронили одетыми: мужчин с оружием, а женщин — с домашним скарбом. Впечатляющие захоронения относятся к Вендельской эпохе в Швеции (550−793 гг.). В то время многих вождей хоронили в могилах на собственных кораблях. Существовали и кремационные могилы — к примеру, гробницы королей старой Уппсалы, где имелись и сожжённые корабли. Судна в погребениях встречаются с начала 500 г. В 7-м в. заметна тенденция к упрощению погребального обряда, которую связывали с влиянием Меровингов.
В Норвегии и Швеции ситуация несколько иная: не только знатные, но и свободные люди покоились в могилах с личным имуществом и предметами повседневного обихода — сельскохозяйственные орудия, кузнечные инструменты, кухонные принадлежности и весь необходимый инвентарь для прядения, ткачества и работы по дому.
Излюбленным видом погребения эпохи викингов, в том числе и при кремации, был курган. На востоке Норвегии были распространены даже деревянные камеры с курганом и без, куда помещали покойника (порой в сидячем положении). Кремация, однако, никуда не ушла. Ингумация (захоронение в почве) была распространена по всей Дании за исключением полуострова Ютландия. В Швеции и Норвегии предпочтение отдавалось кремации. К 11-му в. количество кремационных и ингумационных могил стало примерно равным.
Археологи считают, что кремация в Норвегии продолжалась до 11-го века. Можно сказать, что практика сожжения тел сохранялась до прочного утверждения христианства на Севере Европы.
Следует обратить внимание на такую довольно важную деталь, как жертвоприношения. Вероятнее всего, они были известны ещё в бронзовом веке. В кургане Бьёрна Железнобокого в Уппсале внутри деревянного гроба лежали обгоревшие останки мужчины, а вокруг гроба — несгоревшие кости трёх взрослых людей, некоторые из которых принадлежали женщине. К Вендельскому периоду также относятся жертвоприношения животных. У скандинавских вождей было множество собак, лошадей, ястребов и немалое количество голов домашнего скота. Об этом свидетельствуют корабельные захоронения в Гокстаде и Осеберге.
Письменные свидетельства
О погребальной культуре скандинавов хорошо говорят их собственные предания и мифы. Знаменитый скандинавский хронист 13-го в. Снорри Стурлусон писал в прологе «Саги об Инглинге»:
«Первая эпоха называется Эпохой Сожжения; все умершие тогда должны быть сожжены, и им воздвигались памятные камни. Но после того, как Фрейр был похоронен в кургане в Уппсале, многие правители воздвигали в память о своих родичах курганы не реже, чем намогильные камни. А после того, как Дан Гордый, конунг датчан, велел насыпать курган и похоронить себя в нём в облачении конунга и бранных доспехах вместе со своим конем и всей сбруей и разным другим добром, многие его потомки стали делать то же самое, и тогда в Дании начался век курганов, а у шведов и норвежцев продолжался век сожжения».
Также интересен сюжет, описанный в «Саге об Инглингах», где Один не гибнет во время Рагнарёка, а умирает на собственном ложе:
«Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним».
Его преемник Ньёрд также был сожжён. Однако Бальдр, который его сменил, был уже погребён в кургане. Важно отметить, что курган являлся не только местом упокоения умершего и его сокровищ. Часто в сагах и поэмах акцентируется внимание на символе почтения к умершему. Эта идея ярко выражена у Снорри Стурлусона: курганы, как и мемориальные камни, были установлены в Швеции в память об умершем человеке, если его репутация заслуживала этого. Подобный мотив встречается и в англосаксонском «Беовульфе».