«Галантный» 18-й век — время почти перманентной внутриевропейской борьбы, войн за влияние между сильными мира сего, доставшиеся в наследство от эпохи короля-солнца Людовика XIV. Технологии шагнули вперёд, изменился облик вооружённых сил, но суть войны не изменилась: схватка за гегемонию и приобретение земель. Одним из эпизодов этой борьбы, незаслуженно забытых, стала Война за австрийское наследство. Первая европейская война прусского короля Фридриха (ещё не Великого), возвращение России в европейскую политику при Елизавете Петровне и колониальные войны — всё это стало прелюдией «нулевой» мировой войны — Семилетней.
Австрийский узел и Мария-Терезия
Некогда великая империя австрийских Габсбургов, на протяжении нескольких веков стремившихся объединить Европу под скипетром своей династии, в 18-м веке переживала не лучшие времена. Испания отошла Бурбонам, пошатнулось её влияние в Италии — лишь на Балканах удалось отбросить осман и получить контроль над частью славянских земель, которые, правда, уже в 1739 году вновь отошли Стамбулу. Мрачная картина усугублялась проблемами с престолонаследием. Согласно Прагматической санкции — документу, принятому в 1713 году, — в случае отсутствия у императора Карла VI сыновей, его земли без разделения переходили его дочерям. Появившаяся на свет в 1717 году Мария-Терезия, таким образом, стала законной наследницей.
Имперские сословия и соседние державы в течение первой половины 18-го века признали этот документ. Казалось, будущее короны обеспечено. Однако, как это часто случается, после смерти Карла в 1740 году о гарантиях благополучно забыли. Соседи Австрии, ссылаясь на различные договоры и родственные связи с Габсбургами, стали оспаривать легитимность восшествия Марии-Терезии на престол: особенно рьяно старались урвать свой кусок пирога курфюрсты баварский Карл-Альбрехт и саксонский Август III.
Воспользоваться сложившейся обстановкой планировал и молодой прусский король Фридрих II — за счёт австрийской Силезии он хотел приумножить владения своего государства. Франция, давний соперник Габсбургов, также присоединилась к сложившемуся против Марии-Терезии альянсу. К осени 1740 года противоборствующие блоки окончательно сформировались: Австрию, хотя бы на словах, поддержали Великобритания, Нидерланды и отчасти Россия. Последняя пока активно не вмешивалась в европейские дела — при дворе Елизаветы Петровны боролись профранцузская и проавстрийская партии.
Первая Силезская война
Честь зажечь фитиль выпала прусскому королю Фридриху. В декабре 1740 года его войска вступили в пределы Силезии и довольно быстро заняли все ключевые пункты области, параллельно нанеся поражение австрийцам у деревни Мольвиц. Победа Пруссии была настолько стремительной, что в войну поспешили вступить Бавария и Франция. Правитель первой, курфюрст Карл-Альбрехт, воспользовался положением, чтобы положить конец доминированию Австрии в Германии: его войска, вторгнувшиеся в Богемию, в ноябре 1741 года взяли Прагу, а уже в начале 1742 года князь объявил себя новым главой Священной Римской Империи.
Фридрих понимал, что ослабление Австрии не в его интересах, поэтому пошёл на временное перемирие с Марией-Терезией, которое потратил на восстановление порядка в войсках. Вена же, в свою очередь, смогла освободить силы для борьбы с Баварией, Францией и примкнувшей к ней Испанией, активизировавшейся в Италии. Уже в феврале 1742 года австрийцы, усиленные венгерским ополчением, вторглись на баварские территории. Одновременно с этим Фридрих проигнорировал перемирие и начал боевые действия в Баварии. Угроза нависла над австрийской монархией вновь — её противники стояли уже неподалёку от Вены. Однако Марию-Терезию спас внезапный разлад между королями Саксонии и Пруссии, который привёл к отступлению их войск. В апреле 1742 года австрийские силы вновь установили контроль практически над всей страной, кроме Силезии.
В мае 1742 года состоялось новое сражение австрийцев и пруссаков при Хотузице, которое также завершилось победой Фридриха. Понимая, что соперничать с энергичным прусским королём у неё нет никакой возможности, Мария-Терезия пошла на заключение мира. По Бреславльскому мирному договору вся Силезия и графство Глац отходили Пруссии. Конечно, территории были потеряны, но теперь Австрия могла сосредоточить силы против другого могучего противника — Франции, активно поддерживавшей Баварию.
Вторая Силезская война
Передышка в Германии позволила Марии-Терезии улучшить своё внешнеполитическое положение. В 1743 году были заключены союзы с Великобританией (островитяне с самого начала войны предоставляли Вене крупные субсидии, так как были заинтересованы в ослаблении Франции), Сардинией, Саксонией и Нидерландами. В противостоянии с Парижем открылся новый фронт — на территории Соединённых Провинций. Одновременно союзникам удалось вернуть под свой контроль Северную Италию и выдавить французские войска на левый берег Рейна.
Фридрих с тревогой наблюдал за успехами Австрии и её стремительным усилением — на горизонте маячила перспектива «силезского реванша», которого прусский король никак не мог допустить. В мае 1744 года он договорился о совместных действиях с Францией и Баварией — пока те отвлекали основные силы Австрии на западе, Фридрих планировал вторгнутся на территории противника на востоке, пользуясь слабостью прикрытия. Так началась Вторая Силезская война.
Вновь военное счастье было на стороне Пруссии. Талантливый Фридрих максимально использовал благоприятную для себя ситуацию — уже в сентябре 1744 года была взята Прага. В течение нескольких месяцев прусский король нанёс австрийцам ряд чувствительных поражений, и к зиме уже мог не переживать относительно своего положения в Силезии и Богемии. Одновременно французы с переменным успехом вели бои с войсками австрийцев и их союзников в Нидерландах и в бассейне Рейна. Война легла тяжким бременем на Соединённые Провинции — разорение, которое принесли армии обеих сторон, подорвало экономическое могущество некогда жемчужины Северной Европы. Особенно тяжёлым для союзников стало поражение в битве при Фонтенуа — она стала причиной якобитсткого восстания в Великобритании и ухудшения положения Туманного Альбиона в Европе.
Война в колониях
Война шла не только на европейском театре военных действий. Участие в ней Великобритании, Франции и Испании предопределило расширение зоны конфликта на колонии, особенно это касалось Северной Америки. В Карибском бассейне это вылилось в Войну из-за уха Дженкинса между Лондоном и Мадридом, а на континенте — в Войну короля Георга, в которую оказались включены и индейские племена.
Одновременно Франция и Великобритания вели боевые действия в Индии. Сначала ост-индские компании обеих стран стремились избежать эскалации конфликта, не допуская прямых столкновений флотов и не действуя против торговых кораблей друг друга. Однако Великобритания всё же отправила флотилию в Индийский океан, что привело к началу военной кампании, продолжавшейся вплоть до 1748 года. Здесь французам сопутствовал успех — они смогли получить контроль над портом Мадрас, который удерживали до конца войны.
Что же Россия? Конец войны
Россия, считавшаяся важным игроком на европейском континенте, напрямую не участвовала в конфликте, хотя великие державы пытались либо склонить её на свою сторону, либо связать русские войска и не допустить вступления державы Романовых в войну. Такую политику проводила Франция, щедро снабжавшая субсидиями Швецию и подтолкнувшая скандинавскую страну на объявление Петербургу войны, вошедшей в историю под названием «Войны шляп». Шведы не смогли воспользоваться кажущимся ослаблением России, наступившим в ходе дворцовых переворотов, и вернуть утраченные в годы Северной войны земли. Наоборот, такая политика Франции лишь подтолкнула Елизавету Петровну к сближению с Марией-Терезией.
Россия также опасалась чрезмерного усиления Пруссии — победы молодого Фридриха могли серьёзно поколебать позиции Петербурга в Восточной Европе. Поэтому когда прусский король продолжил военные действия уже в Саксонии, Елизавета Петровна (под влиянием канцлера Алексея Бестужева-Рюмина) приказала в 1745 году начать формировать армию для отправки в Германию. Новости о скором вступлении России войну дошли до Фридриха II, тот предпочёл не будить восточного медведя и остановиться на уже достигнутых успехах.
В декабре 1745 года в Дрездене Австрия, Саксония и Пруссия подписали мирный договор, который закрепил завоевания Фридриха в обмен на признание мужа Марии-Терезии, Франца Стефана Лотарингского, императором Священной Римской Империи (будучи женщиной, эрцгерцогиня не могла занимать этот трон). Один фронт войны прекратил своё существование во многом благодаря России, которая держала на своих западных границах внушительные силы и была готова применить их в случае решения Фридриха возобновить военные действия. Одновременно Австрия и Великобритания предоставили Петербургу субсидии на содержание армий в Прибалтике, готовых начать наступление против Пруссии.
Война продолжалась на Рейне и в Нидерландах. Союзники подписывали новые договоры с Россией, и в начале 1748 года русская армия в 30 тыс. человек под командованием князя Василия Репнина отправилась в Рейнский поход на помощь союзникам. Однако в это время англичане и голландцы потерпели ряд поражений от французских войск под командованием Морица Саксонского, а скорый подход русской армии вынудил Париж пойти на мирные переговоры.
Оставшиеся участники войны подписали мирный договор в октябре 1748 года — он вошёл в историю под названием Второй Ахенский мир. К серьёзным изменениям в расстановке сил он не привёл: стороны признали легитимность Прагматической санкции, согласились с завоеванием Пруссией Силезии, а в колониальных владениях договорились о статус-кво. Главным выгодоприобретателем оказался Фридрих II.
Закончившаяся война тем не менее не принесла мира в Европу. Стороны готовились к реваншу. Он произойдёт почти через десять лет и выльется в Семилетнюю войну — «нулевую» мировую.