Елена Блаватская (её девичья фамилия — Ган) родилась в 1831 году в самой что ни на есть аристократической семье: по материнской линии её генеалогическое древо восходило к французским эмигрантам и князьям Долгоруким, по отцовской — к обрусевшей ветви князей Мекленбургских.
Семья жила в Екатеринославе (сейчас это украинский город Днепр). Мать Блаватской прослыла известной поэтессой — её талантом восхищался даже Виссарион Белинский, называя Елену Ган «русской Жорж Санд». Мать Блаватской очень рано скончалась от чахотки — ей не было и 30 лет.
Отец был артиллеристом, поэтому вынуждено переезжал с места на места вслед за армией. Воспитанием детей занималась бабушка, которая не только свободно говорила на пяти языках, но также занималась естественными науками и великолепно рисовала. Свои увлечения она пыталась привить и внучкам.
Первая русская гражданка США
Исследователи биографии Блаватской отмечают, что она получила блестящее домашнее образование: она успела освоить несколько языков, великолепно сидела в седле. Какое-то время даже обучалась музыке в Лондоне и Париже. При этом с самого юного возраста за ней стали замечать разные странности: она говорила своим родным, что часто видит странных существ, а иногда слышит звон колокольчиков, происхождение которого невозможно объяснить.
Во снах, по её словам, к ней часто приходил некий Хранитель — индус, который защищал её от всех бед. Впоследствии Елена стала утверждать, что видит его и наяву, однако никто из домочадцев не мог сказать того же. Возможное объяснение таких видений кроется в том, что большую часть свободного времени Елена проводила в богатой библиотеке своей бабушки — особенно ей нравились книги, посвящённые средневековому оккультизму.
Блаватскую выдали замуж в совсем юном возрасте, её мужем стал 40-летний Никифор Блаватский, служивший вице-губернатором Эривана. Впрочем, Елене супружеская жизнь не пришлась по душе — она продержалась всего лишь несколько месяцев, после чего сбежала от семейного быта. Оказавшись за пределами Российской империи, в Константинополе, Блаватская жила на деньги, которые присылал ей отец, однако такая ситуация её не устраивала — она начала искать способ построить собственную карьеру. Удачный случай в итоге ей подвернулся: Елена встретила гражданина США Майкла Бетанелли, с которым она заключила брак с единственной целью — получить гражданство Соединённых Штатов. Таким образом Елена Блаватская впоследствии стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство.
«Теософское общество»
В промежутке между побегом в Константинополь и новой свадьбой Блаватская успела посетить большое количество стран: поскольку она не вела дневников или каких-либо путевых заметок, то точный маршрут или даже последовательность мест, в которых она побывала, остаются неизвестными. Судя по всему, Елена побывала в европейских странах, в Египте, Тибете, Индии и Южной Америке. В Тибете, как утверждала сама Блаватская, она получила от местных монахов специальное благословение на передачу важных духовных знаний остальному миру.
Оказавшись в Соединённых Штатах, в 1875 году Блаватская вместе с полковником Генри Олкоттом основала так называемое «Теософское общество», целью которого было исследование всех существующих религий и наук. Особенный акцент члены общества делали на изучении азиатских источников, связанных с брахманами, буддистами и зороастрийцами. Таким образом, по мнению исследователей, Блаватская пыталась создать универсальное учение фактически из всех существующих религий, найти в них единую основу, которая позволила бы человеку понять его место на Земле.
Идеи Блаватской легли на плодородную почву американского общества, которое в то время проявляло большой интерес к разного рода эзотерическим практикам. Выпуск книг Блаватской — первая, в частности, называлась «Разоблачённая Изида» — только закрепил успех: весь тираж, несмотря на яростную критику авторитетных изданий и оправданные обвинения в псевдонаучности, обычно расходился как горячие пирожки. Очевидцы отмечали, что книга как будто написана разными людьми — среди рукописей буквально на одной странице встречались не только разные стили изложения, но и даже разные почерки. Сама Блаватская объясняла это тем, что во время написания книги она находилась в астральном состоянии и получала информацию напрямую от своих «учителей».
Мистификация и обвинения в расизме
Со временем «Теософское общество» переехало в Бомбей — ближе к месту духовной силы Блаватской. Сама она, однако, не торопилась уезжать из США: познакомившись с известными издателями, Блаватская сперва опубликовала свою новую книгу «Из пещер и дебрей Индостана», а затем добилась создания своего собственного журнала, который получил название «Теософит». Только через год Елена уехала на Цейлон — там она приняла буддизм.
Самые спорные утверждения Блаватской относятся к расовой теории: многие историки считают, что её философские изыскания послужили идеологической базой для формирования Третьего рейха. В частности, в своих трудах Блаватская отмечала, что люди якобы делятся на тех, кто вдохновлён Богом, и низших существ, которые уступают «в умственных способностях арийцам и другим образованным народам», а потому обречены на постепенное вымирание.
Другие претензии, которые обычно звучат в адрес Блаватской, — это обвинения в шарлатанстве и искусственной мистификации. Чтобы создать цельный таинственный образ, Елена пользовалась самыми разными уловками и придумывала себе сверхспособности: так, в её доме письма, отправленные наставниками Блаватской, падали прямо с потолка, приводя в изумление гостей. Сама она практиковала разного рода фокусы с исчезновением предметов и их появлением в самых неожиданных местах. Впрочем, образованные люди из окружения Блаватской быстро разоблачили её: двоюродный брат Елены Сергей Витте писал, что она «рассказывает небывалые вещи и неправду», а писатель Всеволод Соловьёв назвал её «ловцом душ» и приложил все усилия для того, чтобы закрыть филиал «Теософского общества» в Париже.
Последние годы жизни Блаватская посвятила своему главному делу: она пыталась закончить «Тайную доктрину» — книгу об эволюции человека, об основных религиях, науках и философиях. В 1888 году первые два тома увидели свет, чуть позже вышел третий, заключительный, который, впрочем, в основном состоял из биографий разных мистиков и эзотериков. Несмотря на это, книга пользовалась популярностью у многих интеллектуалов: по словам знакомых Альберта Эйнштейна, она едва ли не всегда лежала у него на рабочем столе.
Елена Блаватская умерла в 1891 году, к тому моменту её «Теософское общество» уже насчитывало 60 тыс. членов. Прах Блаватской разделили между тремя центрами теософии — в Адьяре, Лондоне и Нью-Йорке.