Февральская и Октябрьская революции 1917 года в России — события, поменявшие историю не только нашей страны, но и всего мира, ставшие одними из маркеров наступления новой эпохи, начала «короткого 20-го века». Крушение государства, драматическая Гражданская война, последовавшая за ним, и попытка реализации утопии в отдельно взятой стране — казалось бы, идеальный сеттинг для создания компьютерной игры.
Почему в России не делают игр о революции?
Как и вся история 20-го века эта тема остаётся болезненной для разных общественных групп, имеющих зачастую диаметрально противоположные оценки роли Ленина, Троцкого, Николая II или Колчака. Поэтому все попытки использовать события той эпохи в качестве декораций к компьютерной игре относятся к странам Европы. В России разработчики, по всей видимости, не хотят бередить рану истории, к тому же отечественная игровая индустрия больше ориентирована на западный рынок, чем на внутренний. Для зарубежного потребителя русская революция — вещь экзотическая, которая вряд ли заставит его раскошелиться.
За несколько десятков лет существования отечественной игровой индустрии вышла лишь серия квестов «Петька и Василий Иванович» (1998−2017). Однако их нельзя назвать продуктами, посвящёнными революции и Гражданской войне — скорее авторы использовали популярные в народе анекдотические фигуры героев Красной армии Чапаева и его ординарца Петра Исаева и помещали их в фантастический сюжет, сдобренный отсылками к отечественной массовой культуре.

Неудачная чешская инициатива
Интересно, что к эпохе российской смуты 20-го века чаще всего обращались разработчики из стран Восточной Европы. Для них события тех лет прочно вошли в историческую память о становлении национальных государств: например, поляки обороняли молодую республику от посягательств Красной армии в 1920 году, а чехи принимали непосредственное участие в сражениях Гражданской войны на стороне белых.
В 2017 году молодой пражский коллектив Sornyak Arts анонсировал пошаговую стратегию Legion 1917: Rise of the Bolsheviks, которая должна была рассказать о судьбе двух братьев чешской национальности, волею судеб в октябре 1917 года оказавшихся в Петрограде и вынужденных пробиваться к расположениям Чехословацкого легиона на Украине. Разработчики утверждали, что консультируются со специалистами по теме и не собираются очернять какую-либо из сторон конфликта — ставилась цель рассказать историю о людях, попавших в исторический молох.
Разработка игры не ушла дальше пре-альфа версии. Авторы запустили краудфандинговую кампанию, но не смогли собрать требуемую сумму — потенциальные игроки не заинтересовались проектом. Короткая история Legion 1917 показала, что один энтузиазм не поможет познакомить широкие массы зрителей с продуктом по такой специфической теме. Чтобы игра всё же добралась до релиза, нужен заинтересованный издатель.

Самая успешная игра о революции
В 2020 году польская студия Arclight Creations с помощью издателей-соотечественников из Klabater представили на суд общественности творение под названием Help Will Come Tomorrow. Концепция игры, на первый взгляд, не отличается оригинальностью: игра принадлежит к числу «выживалок» со скупыми социальными взаимодействиями. Этот жанр уже набил серьёзную оскомину, однако польские геймдизайнеры смогли добавить интересный ингредиент — экзотический для игровой индустрии сеттинг.

Многие игровые журналисты поспешили окрестить Help Will Come Tomorrow первой «серьёзной» игрой, посвящённой русской революции в истории игровой индустрии. Это не совсем так — до 2020 года уже было несколько проектов, так или иначе касавшиеся событий вековой давности. Так, в 2015 году свет увидела Revolution Under Siege — нишевый проект в жанре wargame (перекочевавшего на экраны мониторов из сферы хардкорных настольных игр), а в 2016 году британские разработчики из Climax Studios создали для Ubisoft спин-офф для популярнейшей франшизы Assassin’s Creed, в которой один из эпизодов противостояния ассасинов и тамплиеров был посвящён событиям в Екатеринбурге в 1918 году в момент расстрела царской семьи.

Тем не менее Help Will Come Tomorrow снискала определённую популярность у игроков. По сюжету, в канун Октябрьской революции поезд терпит крушение где-то на Транссибирской магистрали. Несколько выживших пассажиров вынуждены обустроить лагерь в тайге и выживать, ожидая помощи. Фишкой игры, за которую её отметили многие критики и пользователи, стало социальное взаимодействие между выжившими. На поезде путешествовали выходцы из разных социальных слоёв, поэтому, волею обстоятельств, объединиться для выживания приходится пролетарию, недовольному своим общественным положением, офицеру армии, потомственной дворянке — персонажей, которыми доверено управлять, довольно большое количество, поэтому за одно прохождение всех просмотреть невозможно.

Большое значение для успешного выполнения промежуточных заданий играют отношения между героями. Их налаживанию мешают политические разногласия, которые раскрываются в диалогах. Это разобщение серьёзно усложняет путь к конечной цели — выживанию. Такая концепция выгодно отличает Help Will Come Tomorrow от других игр жанра и перекрывает незначительные погрешности. С момента релиза игру приобрели около 150 тыс. человек, что для бюджетного инди-творения неплохой результат.
Белорусский эксперимент
На данный момент последней игрой, касающейся событий октября 1917 года, является продукт белорусских разработчиков 1917: The Prologue, вышедший в ноябре 2020 года. Основательница проекта Екатерина Пашкель в интервью белорусским IT-изданиям так объясняла цель своего творения: «Мне бы хотелось, чтобы игра заставила вспомнить и задуматься. Современный человек практически не интересуется событиями той поры, в особенности молодое поколение: это не модно и не интересно для них, им сложно поставить себя на место тех поколений».
«Вспомнить» — лейтмотив 1917: The Prologue. Игрок берёт на себя управление раненым профессором, который, находясь в больнице, отправляется в мысленное путешествие по чертогам своего разума. Воспоминания принимают форму его квартиры. В плане игрового процесса проект является психологическим хоррором и изобилует штампами, используемыми в игровой индустрии на протяжении почти десятка лет — в этом отношении можно вспомнить мощно выстрелившую в конце нулевых Amnesia.

Поиск себя с помощью обрывков воспоминаний, которые так или иначе показывают, как профессор (и страна в целом) дошёл до жизни такой, — безусловно интересный эксперимент. Но, к сожалению, проект не снискал популярности: продажи оказались посредственными, а отзывы игроков часто громят игру за геймплейные недостатки. Остаётся лишь надеяться, что разработчики не забросят своё творение, ведь, судя по названию и продолжительности «Пролога», ожидается выпуск других эпизодов.