«Пусть нас посадят в тюрьму — люди проголосуют за то, чтобы нас освободили. Правительство не остановит выборы, а применение против нас силы вызовет у народа возмущение», — говорил в 1933 году лидер движения «вапсов» Артур Сирк. Те годы с уверенностью можно назвать «временем решений» для молодой Эстонской республики, в политической жизни которой активно участвовали ветераны Освободительной войны, создавшие движение «вапсов», чуть не пришедшее к власти.
Трудности молодой страны
Эстония, как многие государства Европы в условиях новой политической эпохи, в межвоенный период искала себя. Победив в Освободительной войне и отстояв свою независимость, страна начала путь демократического строительства. В июне 1920 года Учредительное собрание Эстонии приняло основной закон — спустя долгие годы бесконечных войн. Конституция стала одной из самых демократических среди существовавших на тот момент в мире. По ней Эстонию можно было считать парламентской республикой с широкими возможностями низовых гражданских инициатив вплоть до проведения референдумов по наиболее важным вопросам. Законодательный орган обладал также правом распустить правительство, а роспуск самого парламента мог быть совершён лишь по решению всенародного референдума.
Такое положение вещей, тем не менее, создало все условия для политической нестабильности в молодой республике. Средняя продолжительность жизни правительств не достигала и десяти месяцев, а всего за 14 лет с момента принятия Конституции друг друга сменили 23 кабинета. Страдала не только исполнительная, но и законодательная власть — в парламент избиралось множество партий разного политического спектра, которые формировали коалицию. В неё могло входить до 14 партий, со своими целями и интересами. Это также приводило к недолговечности политических союзов и непоследовательности в принятии решений.
Такое положение дел не устраивало многих жителей Эстонии. На фоне разразившегося в стране экономического кризиса в начале 1930-х годов голову подняли многие популистские и радикальные течения, которые могли предложить уставшим людям «рай на земле» за небольшую цену. Среди них были и «вапсы» (от Vapsid, сокращённый вариант Eesti Vabadussõjalaste Keskliit) — ветераны Освободительной войны, стремившиеся укрепить исполнительную власть, а в дальнейшем установить в стране диктаторский режим.
На защите Отечества — появление «вапсов»
Истоки движения относятся к концу 1918 года — тогда отряды большевиков, после начала эвакуации из Прибалтики немецких частей, заняли около половины территории Эстонии. Существовала реальная опасность советизации страны. Вооружённые силы молодой республики до начала мобилизации представляли собой добровольческие отряды, которые позднее составили ядро военизированной организации «Кайтселит» — своеобразной «национальной гвардии». В неё вступало множество ветеранов Первой мировой войны, служивших ещё в русской императорской армии, а также идейная молодёжь, не успевшая принять участие в сражениях 1914 — 1917 годов. Один из них, Артур Сирк, будущий вождь «вапсов», вступил в ряды эстонской армии в возрасте 18 лет, служил в экипаже бронепоезда и прошёл всю Освободительную войну. Другой лидер «вапсов», Андреас Ларка, выпускник академии Генштаба, участвовал в создании «Кайтселита», а во время Освободительной войны занимал одну из руководящих должностей в армии республики.
На фоне экономических и политических проблем эпохи Великой депрессии бывшие ветераны решили организовать движение, призванное спасти страну от анархии и защитить от угрозы коммунистического переворота. Ларка и Сирк стояли у его истоков — в 1929 году была основана «Лига ветеранов Освободительной войны», в которую вступили, в том числе, многие офицеры действующей армии. За примером «вапсам» (так сокращённо называли членов организации) долго идти не пришлось — чуть раньше в Финляндии появилось похожее движение в местечке Лапуа. Эстонцы переняли опыт своих северных соседей, тем более что между военными сохранялись тёплые отношения ещё со времён Освободительной войны: множество финских добровольцев участвовали в сражениях против большевиков на южном побережье Финского залива.
В 1930 году движение превратилось в настоящую политическую партию. Организация проводила периодические съезды, на которых можно было наблюдать типичные атрибуты фашистского движения: парады, «римские приветствия» и популистские речи вождей. Тем не менее «вапсы», в отличие от нацистов, были прежде всего антикоммунистическим движением, а национальный вопрос не играл в их программе почти никакой роли. Более того, они проводили агитацию среди русского населения на востоке страны, а также тесно сотрудничали с русскими эмигрантами в Таллине.
Звёздный час движения настал уже в 1933 году. Несколько лет до этого правительства Отто Штрадмана и Константина Пятса пытались изменить конституцию страны. Выдвигалось несколько вариантов с различными изменениями в балансе сил между ветвями власти, однако все они проваливались во время референдумов. Страна скатывалась в серьёзный конституционный кризис, и именно в этот момент «вапсы» заявили о себе в полный голос.
Главная победа ветеранов: новая конституция
Параллельно с референдумами о новой конституции «вапсы» разрабатывали свой проект основного закона, в котором политический баланс в крайней степени уходил в сторону исполнительной ветви власти, а глава государства наделялся чрезвычайно широкими полномочиями. По некоторым вопросам он имел право действовать в обход парламента. «Вапсы» начали широкомасштабную агитационную кампанию, которая обратила на себя внимание властей. В 1933 году глава правительства Яан Тыниссон инициировал запрет движения, однако ход обсуждению их проекта уже был дан.
В октябре 1933 года в Эстонии состоялся референдум о новой конституции по проекту «вапсов», и ветераны праздновали успех. Почти 73% населения страны поддержали новую редакцию основного закона. На апрель и май следующего года были назначены выборы в парламент и избрание нового главы государства. Тыниссон ушёл в отставку, «вапсы» смогли обойти запрет на свою деятельность, в очередной раз реформировав движение. У ветеранов появились реальные шансы захватить власть в стране законным путём — это подтверждали и итоги референдума. Более двух третей населения были готовы проголосовать за правых радикалов.
Маленькие победы были достигнуты «вапсами» уже в начале 1934 года на местных выборах: во многих крупных городах Эстонии они получили большинство в местных думах. Однако в сельской местности ветераны не смогли добиться успеха — фермеры и крестьяне отдавали предпочтение более традиционным партиям. С помощью агитации «вапсы» смогли привлечь на свою сторону большое число рабочих, «оторвав» их от коммунистов. Впрочем, для фашистских организаций межвоенного периода это было в порядке вещей — правые агитаторы активно использовали «рабочий вопрос» для завоевания политических очков.
Такое стремительное усиление «вапсов» серьёзно испугало «традиционный» эстонский политический истеблишмент. Опасения подтвердились на этапе сбора подписей в пользу выдвижения кандидатов — Андреас Ларка, отставной генерал и де-юре руководитель партии (на деле душой и сердцем движения был молодой Артур Сирк) собрал больше подписей, чем Константин Пятс и Йохан Лайдонер, которые тоже выдвигали свои кандидатуры на выборы, вместе взятые. Возникла реальная угроза «нацистского» сценария.
Как «вапсы» «подарили» власть Константину Пятсу
Противники «вапсов», прежде всего Пятс и Лайдонер (последний командовал эстонской армией во время Освободительной войны), смогли воспользоваться небольшой ошибкой, которую допустили их визави. Новая конституция вступила в силу в январе 1934 года. После отставки кабинета Тыннисона государственным старейшиной (главой правительства) стал как раз Константин Пятс. В его руках оказались сосредоточены все те полномочия, которые прописали «вапсы» в основном законе, поэтому препятствий для действий не оказалось.
В конце февраля Пятс вводит запрет на участие действующих военных в политических организациях — тем самым был нанесён серьёзный удар по численности партии «вапсов». Развязка противостояния состоялась в марте. Объявив режим чрезвычайного положения, Пятс фактически узурпировал власть, а движение ветеранов запретил на законодательном уровне. Ларка и Сирк вместе с наиболее активными «вапсами» были арестованы.
Так ветераны фактически подготовили почву для установления в стране диктатуры Констатина Пятса, которая продлится вплоть до присоединения прибалтийских республик к СССР. Несмотря на разгром, «вапсы» попытались вернуть утраченные позиции в следующем, 1935 году. К этому времени Артуру Сирку удалось бежать из тюрьмы и скрыться в соседней Финляндии. Андреас Ларка, номинально руководивший партией, из заключения был освобождён.
Очередной государственный переворот, главным идеологом которого был Артур Сирка и который активно поддерживался финскими правыми, был раскрыт эстонской полицией за день до осуществления. В 1936 году состоялся крупный политический процесс над заговорщиками, которые утверждали, что не совершали преступления, так как стремились устранить антиконституционную диктатуру Пятса, что было отчасти правдой. На этот раз «вапсов» ждали более серьёзные наказания. Сирк же был вынужден покинуть Финляндию. Он жил в Люксембурге до августа 1937 года, пока не был найден мёртвым под окнами дома, где проживал. До сих пор существует версия, что Сирк был убит агентами Пятса, сильно опасавшегося за свою власть.