Сегодня парки считаются неотъемлемой частью городской среды. Однако так было не всегда. Традиция парка как открытого общественного пространства для отдыха появилась в 19 веке.
Сначала были сады
Парки и сады разбивались в городах с древних времён. Однако то были преимущественно закрытые для простого люда территории, составлявшие единое целое с дворцами, домами и иными постройками. Наличие собственного сада было символом власти, высокого статуса и богатства. Чего только стоят легендарные Висячие сады Семирамиды, признанные одним из Семи чудес света.
Позднее, в эпоху Ренессанса, в Италии появилась культура организации садов в регулярном стиле. Они были распространены при дворцах и домах и подразумевали не только зеленые насаждения, но также многочисленные постройки, скульптурные композиции, фонтаны и полный символизма ландшафтный дизайн. Поддержание ансамбля в рабочем и презентабельном виде в течение года было сложной задачей и дорогим удовольствием.
Регулярные парки отличались симметричной композицией, многочисленными прямыми аллеями, цветниками, искусственными озёрами правильной формы. Растения рассаживались так, чтобы получался геометрический рисунок. С помощью деревьев, клумб и фонтанов, расположенных каскадами, создавались различные визуальные эффекты. В гротах, лабиринтах и скульптурных композициях были зашифрованы мифологические мотивы. Такой сад был призван символизировать идеалы Античности и Ренессанса как её преемника. Одним из самых знаменитых примеров итальянского регулярного парка являются сады Боболи, примыкающие к дворцу Медичи во Флоренции.
Из Италии традиция регулярного парка попала во Францию в конце 15-го — начале 16 века. Одним из первых примеров были сады дворца Фонтенбло — с фонтанами, цветочными партерами, особой герметичной рассадкой деревьев и искусственным гротом. В эпоху барокко традиция достигла пика развития во Франции. Ярчайшим примером служат сады Версаля, созданные по приказу Людовика XIV как часть дворцово-паркового ансамбля. Сад был местом развлечений: здесь проходили спектакли и концерты, организовывались праздники с фейерверками.
Наибольшей изощрённости традиция регулярного парка достигла в Англии в первой половине 19 века. Так, например, для стрижки деревьев и кустов предпочитали формы в виде экзотических животных и сложных геометрических фигур. Противники этого стиля развили иное направление — так называемый пейзажный парк. Если регулярный, с его выверенной симметричностью и идеальными газонами, провозглашал победу человека над природой, то новая традиция иррегулярного парка объявляла истинным то искусство, которое было нельзя отличить от природы.
Большой ландшафтный парк должен был имитировать природу или сельскую местность. При этом он должен был оставаться упорядоченным. Этот пасторальный пейзаж концептуально находился на полпути между дикостью нетронутой природы и цивилизованным характером города. Новая традиция была связана с распространением идеи природной естественности. По иронии судьбы, культура английского парка покорила и Францию, где Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом.
Революция! И в парках тоже
С середины 18 века появляются первые примеры, когда дворцовые сады начали открывать для широкой публики. Так, жители Мадрида получили право посещать парк Буэн-Ретиро, разбитый при дворце Филиппа IV. Однако такие примеры были редки.
Рост городского населения в Европе и Северной Америке, вызванный промышленной революцией в 19 веке, привёл к ухудшению городской экологии и росту социальной напряжённости. Лишённые доступа к природе и вынужденные ежедневно в течение многих часов выполнять рутинную работу на тяжёлом производстве люди, очевидно, нуждались в месте для отдыха и развлечений. В некоторых американских городах были организованы платные сады, где можно было передохнуть от городской суеты. Правда, позволить себе это могли далеко не все.
Примерно в то же время появились мыслители, которые ввели понятие социальной гигиены. Они настаивали на улучшении условий жизни и труда и требовали перемен в организации городских пространств.
Так, шаг за шагом, люди пришли к идее публичных парков. Были и те, кто скептически отнёсся к новому типу общественного пространства. Критики утверждали, в частности, что парки скоро будут разрушены вандалами. Однако на практике всё оказалось с точностью до наоборот. Люди уважали эти новые элементы городской жизни, а случаи вандализма были редкими.
Первый парк культуры и отдыха
Одним из первых парков, специально построенных для общественного пользования, считается Биркенхед в Ливерпуле. Он был открыт в 1847 году. Парк планировался как место, где уставший горожанин мог бы поправить физическое и психическое здоровье.
Вскоре примеру Ливерпуля последовали Париж и Нью-Йорк. Так, во французской столице Наполеон III приказал открыть и отреставрировать Королевские сады, в том числе Булонский и Винсенский, а также разбить несколько небольших новых парков (Монсо, Батте-Шомон и Монтсури).
В Нью-Йорке в 1857 году появился Центральный парк, фактически ставший одним из символов города. Этому предшествовали годы общественных дискуссий. Первоначально остров Манхэттен, где впоследствии появился парк, был разбит на участки под застройку. При этом организация крупных общественных пространств не предполагалась, иначе девелоперы потеряли бы на этом деньги. Тем не менее под давлением общественности и активистов — например, поэт и журналист Уильям Каллен Брайант публично призывал немедленно создать в городе «обширную площадку для наслаждения природой и отдыха» — было решено создать парк и новые площади, которые облегчили бы жизнь в мегаполисе.
Постепенно городские публичные парки получили широкое признание чиновников. В 1930-е они стали пониматься как место развлечения. В парках стали появляться аттракционы, игровые и спортивные площадки, магазины и кафе. В середине 1960-х было пересмотрено само понятие рекреационной зоны в городе. Под общественным пространством, пригодным для развлечения и отдыха, стали понимать не только такие объекты, как парки, но и улицы, крыши и террасы, набережные и пустыри. Любое открытое пространство приобрело потенциальную рекреационную ценность.
Сегодня ценность парков и садов как общественных рекреационных пространств не поддаётся сомнению. Их существование регулируется и востребовано во всем мире. Россия не исключение.
Петергоф, загородная резиденция российских императоров на берегу Финского залива, была задумана как парк, который бы не уступал французскому Версалю. В 1721 году были запущены первые фонтаны, а через два года состоялось торжественное открытие парка. В Москве первые сады появились при монастырях ещё в XII веке, а парки стали создаваться в начале XVIII века при дворцах и усадьбах. Можно вспомнить парк при усадьбе Трубецких в Хамовниках, пейзажный парк усадьбы Знаменское-Садки на территории Бутовского леса.
Настоящим символом современного подхода к парковому искусству стало знаменитое «Зарядье», в котором растительность, туристические и рекреационные объекты сплелись в единый взаимосвязанный комплекс. «Зарядье» стало первым современным российским объектом, вошедшим в топ-100 лучших мест мира по версии американского журнала Time.
Сегодня эти места превращаются в общественные пространства для отдыха самого разного формата. Например, Царицыно. Здесь можно и заняться спортом, и посетить музей, и посмотреть экспозиции растений в оранжереях, и просто погулять на природе.