Есть много русских изобретений, авторство которых широко известно — самолёты и вертолёты Сикорского, телевизор Зворыкина, ранцевый парашют Котельникова, автомат Калашникова, цветные фотографии Прокудина-Горского. И пусть это не всегда первые в истории изобретения такого рода, зато изменившие целые промышленные отрасли. Есть и гораздо менее значимые для истории техники новации, вроде русской печи или семиструнной гитары, тетриса или гранёного стакана. И ещё много других. Некоторые делают нашу жизнь лучше каждый день, но история их появления подзабыта.
Сухое молоко: в хлебе, пирожных, йогуртах
Сухое молоко — продукт чрезвычайно широкого применения во всём мире. Его удобно хранить, легко получить большое количество молока определённых свойств, оно сохраняет большую часть полезных веществ. Вода выпаривается (а затем сгущёнка высушивается), а всё остальное — остаётся. Это натуральный продукт. Пекари используют сухое молоко для приготовления теста, а производители молочных продуктов — в самых разных рецептах. К примеру, сухое молоко в мороженом — обычное дело.
Идея выпарить воду из молока впервые пришла Осипу Гавриловичу Кричевскому в 1802 году — лекарь Нерчинских заводов искал способ сохранить один из немногих питательных продуктов, что имелись в далёком забайкальском городке в избытке. У него всё получилось, однако при жизни Кричевского ни он сам, ни другие лекари не оценили важность изобретения. Лишь три десятилетия спустя появились фирмы, которые изготавливали сухое молоко на продажу. С конца 1840-х годов сухое молоко стало распространяться и в Европе.
Рамочные ульи: больше мёда, чем когда бы то ни было
Пётр Иванович Прокопович изобрёл рамочный улей в 1814 году. Отслужив в армии, он вернулся домой в село Митченки и увидел у брата пчёл; через год стал разводить их сам и загорелся пчеловодством. Сначала Прокопович завёл всего несколько пчелиных семей, затем долго познавал медовое дело и спустя 15 лет понял, как модернизировать их жилища.
Прежде пасечникам приходилось разбивать ульи, чтобы достать мёд, и при этом пчелиный рой погибал. С рамочными ульями всё намного проще — их можно использовать многократно: достать рамки, собрать мёд, а после вернуть рамку на место, чтобы пчёлы ещё раз заполнили её сотами. Вот и всё.
С новыми ульями пасека Прокоповича выросла к 1830 году до 10 тыс. пчелиных семей и стала крупнейшим медовым производством в мире! После этого Прокопович в своей школе пчеловодов обучил ещё много специалистов. Его изобретение до сих пор незаменимо на любой пасеке.
Радиаторы: тепло в наших домах
Привычные трубчатые батареи, которые обогревают почти каждый российский дом, а также миллионы домов во всём мире — творение русского немца Франца Карловича Сан-Галли. Он производил в Санкт-Петербурге разные металлические изделия вроде каминов и сейфов и как-то получил заказ на систему отопления. Сан-Галли понял, как упростить существовавшие паровые устройства — сделать их водяными и трубчатыми, чтобы увеличить теплоотдачу. Это произошло в 1855 году. Во второй половине века предприимчивый немец построил завод и разбогател на радиаторах. Очень быстро его продукция появилась и за границей. Кстати, именно Сан-Галли придумал называть своё изобретение «батареей».
«Лыжные автомобили»
Физик Сергей Сергеевич Неждановский проектировал самолёты и в 1903 г. захотел испытать двигатель и пропеллер новой конструкции. Для этого он прикрепил их к своеобразным саням. Так — почти случайно — и получились аэросани, точнее, «сани с воздушным винтом для передвижения по снегу». Они не застревают в снегу, как колёсный транспорт, легки и могут двигаться с большой скоростью.
Изобретение очень быстро заинтересовало промышленников, и началось производство «лыжных автомобилей». Первым «лыжные автомобили» стал делать завод «Дукс». Модель 1912 года уже могла разгоняться до 85 км/ч. Изобретение заказывало военное министерство. А в 1916 г. Неждановский сконструировал первые моторные сани, по сути, первый снегоход — незаменимый транспорт на Севере России и в Сибири.
Первый ледокол
Длинная русская зима очень мешала коммерсанту Михаилу Осиповичу Бритневу. Хозяин верфи, банков и пароходного предприятия перевозил грузы из Кронштадта в Ораниенбаум. Ранней весной и осенью, когда лёд уже мешал кораблям, но ещё не мог выдержать щедро гружённых саней, дело останавливалось — а значит, и дохода не было. Бритнев пришёл к простой идее — сконструировать нос судна таким образом, чтобы он «наползал» на лёд. Под тяжестью корабля лёд ломается, и можно плыть дальше.
Первым ледоколом стало небольшое паровое судно «Пайлот» — в 1864 г. оно совершило успешное плавание. Благодаря ледоколу перевозить грузы удавалось на два месяца в году дольше, чем прежде. Хорошо себя показал и второй ледокол Бритнева — «Бой».
Через несколько лет коммерсант запатентовал свою конструкцию. Вскоре ещё один ледокол сделали по его патенту немцы, затем датчане, голландцы, шведы и американцы. С тех пор ледоколы начали бороздить множество морей, что удешевило доставку огромного числа товаров.