Греческая фаланга — непобедимые гоплиты?
Говоря о греческих воинах, обычно представляют тяжеловооружённх гоплитов с бронзовым анатомическим панцирем, в закрытом коринфском шлеме и внушительным щитом-гоплоном, закрывавшем правую половину тела. И действительно: фаланга гоплитов была таким же символом военного дела Древней Греции, как легион — Древнего Рима. Сомкнутое построение воинов долгое время было высочайшим достижением военного искусства античности — бороться со стеной копий, неотвратимо надвигавшейся на противника, в лобовом столкновении было нелегко. Нечто похожее можно было наблюдать на излёте Средневековья, когда исполинские колонны швейцарцев сметали всё на своём пути, чем заслужили себе славу непревзойдённых мастеров войны.
Впрочем, несмотря на все преимущества фаланги, слабой стороной такого построения была невозможность сражаться на пересечённой местности, где нельзя было сохранить монолитность, неразрывность строя. Для Греции с её многочисленными холмами и обилием островов гоплиты были не слишком универсальным родом войск, хотя долгое время и господствовали в её военном деле из-за политико-экономических особенностей полисного устройства. В V веке до н. э. после победы коалиции греческих государств над персами появился новый род войск, названный пельтастами.
Копьё против… копья?
Пельтасты, как и гоплиты, получили своё имя от щита — «пельтой» в Греции называли небольшой плетёный щит особой формы, обтянутый кожей. На этом сходство между родами войск заканчивалось, ведь пельтасты были почти полной противоположностью своим «старшим братьям» как по вооружению, так и по организации и тактике. Вместо тяжёлого доспеха пельтасты старались носить как можно меньше защитного вооружения, изредка ограничиваясь кожаными шлемами или нагрудниками, а зачастую не имея вообще никакого предохранительного оружия кроме щита. Главной защитой пельтаста были его ноги, а главным оружием — лёгкие копья-дротики, предназначенные для метания. В бою пельтасты прикрывали фалангу или сражались с копейщиками противника. В этом случае в решающий момент метатель уходил из-под удара гоплита, а как только последнему приходилось отступать, не имея возможности догнать легоковооружённого визави, пельтаст должен был неотступно его преследовать, осыпая дротиками.
В вооружении, снаряжении и тактике пельтастов не было ничего принципиально нового или неизвестного — подобным образом вооружённые воины существовали на севере во Фракии и в самой Греции, однако такой способ ведения боя считался варварским и недостойным настоящего эллина. И действительно: в рукопашном бою метатели не могли тягаться с гоплитами, однако талантливый и изощрённый в военном деле полководец мог по достоинству оценить этот род войск. В чём была сила пельтастов и какова была их роль бою?
Главным плюсом пельтастов была их универсальность: их можно было использовать на кораблях в качестве морского десанта, они отлично подходили для войны в горах или лесистой местности, передвигались быстрее гоплитов и были способны на длительные марши. После вооружения пельтастов лёгкими копьями для рукопашной, их можно было использовать в качестве средней пехоты для охвата флангов противника и неожиданных атак. Это усложнило тактическую схему греческого войска, добавив ей гибкости.
Главным практическим недостатком пельтастов как рода войск была вовсе не их слабость в ближнем бою, ведь умелый стратег никогда бы не бросил их на гоплитские копья, а требовательность к солдатскому материалу и дороговизна содержания. Сильной стороной фаланги, как и любого сомкнутого строя было то, что малодушные и необученные солдаты, сражаясь бок о бок с ветеранами, поддавались общему порыву и сражались отважно. И даже, если воин хотел бежать, у него могло просто не быть такой возможности, ведь за ним стояли его товарищи, поддерживая не только морально, но и физически.
Лёгкая пехота — тяжёлая судьба
С пельтастами, сражавшимися врассыпную, психология гоплитской войны не действовала, а необходимость постоянно убегать, а главное возвращаться, удерживая противника на расстоянии полёта копья, делала требования к пельтастам и их обучению ещё выше. Поэтому в классическую эпоху, когда основой греческих армий был воин-ополченец, призываемый на службу время от времени (исключая Спарту), массовое распространение пельтастов было немыслимо. Способ действия застрельщиков считали недостойным, так что их, как правило, набирали из неимущего или зависимого населения, и было бы глупо требовать от них изрядной тактической гибкости и высокого боевого духа. Исход боя в классическую эпоху решался столкновением фаланг, а не искусным манёвром.
C разложением традиционной полисной системы в организации армий происходят коренные изменения: городские ополчения сменяют наёмные контингенты, отличавшиеся большим профессионализмом. В это время и расцветает институт пельтастов — эти воины ценились выше гоплитов и стоили дороже, однако расходы на них были оправданы. С этих пор метатели дротиков с характерными щитами стали такой же неотъемлемой частью греческих армий, как гоплиты. Более того, если со временем классические гоплиты исчезли, уступив место пейдзейтайрам, гипаспистам и другой копейной и пикинерной пехоте, то пельтасты не только дали толчок к развитию средней пехоты, но и просуществовали в эллинистических армиях до самого их конца.
В организации и усовершенствовании пельтастов особенно преуспели афиняне, благодаря которым этот род войск распространился в Греции и перестал быть прерогативой варваров. И хотя до Пелопоннесской войны метатели на поле боя не были чем-то необычным, именно необходимостью найти более универсальный род войск, способный в при определённых условиях бороться с великолепной спартанской пехотой, диктовалось появление пельтастов в афинском войске. Участие пельтастов в бою на острове Сфактерия в 425 году до н. э. открыло новую эпоху в военном искусстве.
Пелопоннесская война: пельтасты против гоплитов
В 425 году спартанцы осадили город Пилос — важный порт в западной части Пелопоннеса, захваченный афинскими союзниками незадолго до этого. Обладание городом было принципиально важным для обеих сторон, так что на помощь Пилосу была отправлена афинская эскадра во главе с выдающимися политическими деятелями Клеоном и Демосфеном. Именно Клеон настоял на том, чтобы привлечь к операции только лёгкую пехоту, состоявшую из неграждан, пообещав пленить и привезти в Афины отряд спартанцев.
Отряд осаждавших город лакедемонян расположился на острове Сфактерия, прикрывавшем вход в Пилосскую гавань — его-то и решили атаковать афинские стратеги. Бой на Сфактерии не относится ни к самым масштабным, ни к самым кровопролитным сражениям войны, однако его значение как для современников, так и для потомков трудно переоценить. Считавшиеся непобедимыми спартанцы, одна мысль о сражении с которыми наводила ужас на их врагов, были не просто разбиты, но и сдались в плен презренным афинянам! В точности как и обещал Клеон, хотя вряд ли кто-то до сражения считал его обещание выполнимым. Более того, верх над спартанцами одержали даже не гоплиты, а оборванцы-пельтасты и другие метатели. Несмотря на то, что в плен было взято всего 300 воинов (из 420), из которых 180 были союзниками лакедемонян, такого позора Спарта, казалось, не знала за всю свою историю. Однако худшее было ещё впереди.
Греческие полисы, персы и восход пельтастов
Победа Спарты в Пелопоннесской войне, окончившейся в 404 году, не означала начала длительного мира и периода процветания в Греции. За первой войной последовала новая — Коринфская, в ходе которой коалиция полисов при поддержке персов попыталась одержать верх над Спартой, ведущей активную экспансию. Несмотря на неудачный для союзников исход войны, вызванный угрозой перехода Персии на сторону спартанцев, конфликт существенно ослабил могущество спартиатов на суше. Во многом это было достигнуто благодаря реформам и деятельности афинского военачальника Ификрата.
В отличие от своих предшественников Ификрат был не столько народным вождём, сколько полевым командиром: его можно сравнить с кондотьером или капитаном ландскнехтов. В начале IV века до н. э. греческие армии перестали быть собственно народными и милиционными — теперь для войны важнее чувства долга и мобилизационного резерва стали звонкая монета да харизматичный командир. Именно преобразования Ификрата привели к тому, что пельтасты распространились по всей ойкумене и оспорили у гоплитов первенство на поле боя. Хорошо изучив военное дело того времени, полководец осознал какое значение для пельтастов имели индивидуальное обучение, слаживание действий и высокий боевой дух. Стоимость найма и содержания пельтаста были выше гоплитской, однако при должном обучении потенциальная эффективность такого воина была значительно выше, что на практике доказал сам Ификрат.
В 392 или 390 году до н. э. Ификрат разбил при Лихее отряд из 600 спартиатов, большая часть которых погибла под градом дротиков его пельтастов, несмотря на прикрытие конницы и изрядную численность лакедемонян. Ни малодушие союзников, ни гористая местность на этот раз не могли служить оправданием спартанскому поражению. Как и бой на Сфактерии, победа при Лихее имела скорее политические и моральные чем стратегические последствия. Теперь всем стало ясно, какая сила кроется в хорошо обученной лёгкой пехоте, особенно поддерживаемой гоплитами. Ификрат ещё раз доказал свою состоятельность, разбив спартанцев на Геллеспонте, а его способ обучения и ведения боя пельтастами переняли такие знаменитые полководцы как Эпаминонд, Филипп Македонский и его сын Александр.